Заключение
Страница 1

"У него совершенно нет чувства собственного достоинства", – негодуем мы, говоря о человеке, который готов наизнанку вывернуться, лишь бы добиться своего. А что это такое – чувство собственного достоинства? Если вдуматься, довольно странное словосочетание. Есть чувство голода, чувство страха, чувство меры. Но как можно чувствовать свое достоинство? Знать, чего ты достоин? В таком случае эгоист – воплощение чувства собственного достоинства. Он всегда достоин большего, чем имеет.

Заглянем в словарь. По Ожегову, "достоинство есть совокупность свойств, характеризующих высокие моральные качества, а также сознание ценности этих свойств и уважения к себе". Тоже не очень понятно. И все же каждый понимает, что подразумевается под чувством собственного достоинства. Это когда человек уверен в себе – и при этом не самоуверен; спокоен, но не равнодушен; открыт, но не фамильярен.

Много ли таких среди наших знакомых? Вряд ли. Но они есть. И мы инстинктивно тянемся к ним, зависим от их одобрения или неодобрения. Мы знаем: какое бы место на социальной лестнице ни занимали эти люди, именно они – соль, основа, костяк любого общества. Откуда они берутся? И как примкнуть к этой достаточно редкой породе?

В зарождении чувства собственного достоинства громадную, определяющую роль играет семья. Ценности, которыми она живет, формируют, как правило, в сознании ребенка образ его собственного "я" и порою сценарий будущего: выбор профессии, спутника жизни, образ жизни, даже ее продолжительность. Помимо семьи, существуют еще друзья-приятели, школа, книги, фильмы, СМИ – все, что можно обозначить термином "среда". Роль среды велика – настолько, что может потеснить семейные ценности, даже поставить их под сомнение. И все-таки именно семья – начало начал.

Вспомним, как воспитывали дворянских детей. Главной добродетелью считалась честь. Вряд ли случайно Пушкин взял эпиграфом к "Капитанской дочке" афоризм "Береги честь смолоду". Дворянский кодекс чести требовал прежде всего думать об этической стороне поступка. Благороден ли он, не своекорыстен ли, не заденет ли ближнего? В число основополагающих дворянских добродетелей входили также ровное ко всем без исключения отношение, щедрость, учтивость, сдержанность, почитание родителей. (Сам термин "дворянство" произошел от французского noblesse – "благородство".)

Дворянство – это прекрасно. Только нет у нас дворянских корней, мы, по замечанию одного из героев Ильфа и Петрова, "лицеев не кончали". Стало быть, обречены выращивать в себе чувство собственного достоинства сами. Но изобретать колесо нам уже не нужно. Идеал задан (см. предшествующий абзац). Наше дело – принять его.

Если это случится, мы начинаем – чаще всего бессознательно – перекраивать себя в соответствии с ним, перевоплощаясь по его образу и подобию. "Сумел родиться, сумей и переродиться" – гласит старая поговорка. Не забудем, однако, что речь – о чувстве собственного достоинства. Головное, умственное усилие здесь бесполезно. Только порыв, открытие (если хотите, озарение) может подвигнуть нас на великую из перемен – внутреннюю ломку и строительство себя заново.

Трудно обозначить словами то, что происходит при этом в сокровенных, никому не ведомых (и нам в том числе) глубинах нашей психики. Может быть, это жестокий стыд за себя, ведущий к осознанию собственного недостоинства, и, как следствие, жажда стать иным. Или встреча с тем, что выше нас, с прекрасным (человеком, пейзажем, музыкой, книгой). Или, что тоже реально, голос свыше.

И тогда мы вступаем на путь, именуемый в психологии самоактуализацией (раскрытием внутренних возможностей, самосовершенствованием).

Страницы: 1 2

Правовая социализация и правопослушное поведение
Особое влияние на нормативное поведение и нормативные решения оказывает фактор общения и взаимодействия при совместной групповой деятельности. Личность, как правило, характеризуется устойчивым типом нормативного поведения и нормативно-ценностной системы. Лица со сходными нормативными системами, демонстрирующие сходные типы нормативного ...

Регрессивный метод Винникотта
Винникотт пришел к выводу, что в лечении психосоматических пациентов необходимо использовать метод глубокой регрессии. Он хотел, чтобы пациент вернулся к точке, предшествовавшей психосоматической диссоциации, что, как отмечал Винникотт, становилось новым началом и «делало возможным развитие» (Winnicott, 1949/1958, p. 252). Не совсем пон ...

Классификация умственной отсталости
Умственно отсталые дети различаются степенью выраженности дефекта, измеряемой по тесту интеллекта Векслера в условных единицах. Дети с легкими степенями умственной отсталости (дебильность) составляют 75 — 80%. Их уровень интеллектуального развития (10) составляет 50 — 70 условных единиц. После обучения в специальных школах или классах, ...