Заключение
Страница 1

"У него совершенно нет чувства собственного достоинства", – негодуем мы, говоря о человеке, который готов наизнанку вывернуться, лишь бы добиться своего. А что это такое – чувство собственного достоинства? Если вдуматься, довольно странное словосочетание. Есть чувство голода, чувство страха, чувство меры. Но как можно чувствовать свое достоинство? Знать, чего ты достоин? В таком случае эгоист – воплощение чувства собственного достоинства. Он всегда достоин большего, чем имеет.

Заглянем в словарь. По Ожегову, "достоинство есть совокупность свойств, характеризующих высокие моральные качества, а также сознание ценности этих свойств и уважения к себе". Тоже не очень понятно. И все же каждый понимает, что подразумевается под чувством собственного достоинства. Это когда человек уверен в себе – и при этом не самоуверен; спокоен, но не равнодушен; открыт, но не фамильярен.

Много ли таких среди наших знакомых? Вряд ли. Но они есть. И мы инстинктивно тянемся к ним, зависим от их одобрения или неодобрения. Мы знаем: какое бы место на социальной лестнице ни занимали эти люди, именно они – соль, основа, костяк любого общества. Откуда они берутся? И как примкнуть к этой достаточно редкой породе?

В зарождении чувства собственного достоинства громадную, определяющую роль играет семья. Ценности, которыми она живет, формируют, как правило, в сознании ребенка образ его собственного "я" и порою сценарий будущего: выбор профессии, спутника жизни, образ жизни, даже ее продолжительность. Помимо семьи, существуют еще друзья-приятели, школа, книги, фильмы, СМИ – все, что можно обозначить термином "среда". Роль среды велика – настолько, что может потеснить семейные ценности, даже поставить их под сомнение. И все-таки именно семья – начало начал.

Вспомним, как воспитывали дворянских детей. Главной добродетелью считалась честь. Вряд ли случайно Пушкин взял эпиграфом к "Капитанской дочке" афоризм "Береги честь смолоду". Дворянский кодекс чести требовал прежде всего думать об этической стороне поступка. Благороден ли он, не своекорыстен ли, не заденет ли ближнего? В число основополагающих дворянских добродетелей входили также ровное ко всем без исключения отношение, щедрость, учтивость, сдержанность, почитание родителей. (Сам термин "дворянство" произошел от французского noblesse – "благородство".)

Дворянство – это прекрасно. Только нет у нас дворянских корней, мы, по замечанию одного из героев Ильфа и Петрова, "лицеев не кончали". Стало быть, обречены выращивать в себе чувство собственного достоинства сами. Но изобретать колесо нам уже не нужно. Идеал задан (см. предшествующий абзац). Наше дело – принять его.

Если это случится, мы начинаем – чаще всего бессознательно – перекраивать себя в соответствии с ним, перевоплощаясь по его образу и подобию. "Сумел родиться, сумей и переродиться" – гласит старая поговорка. Не забудем, однако, что речь – о чувстве собственного достоинства. Головное, умственное усилие здесь бесполезно. Только порыв, открытие (если хотите, озарение) может подвигнуть нас на великую из перемен – внутреннюю ломку и строительство себя заново.

Трудно обозначить словами то, что происходит при этом в сокровенных, никому не ведомых (и нам в том числе) глубинах нашей психики. Может быть, это жестокий стыд за себя, ведущий к осознанию собственного недостоинства, и, как следствие, жажда стать иным. Или встреча с тем, что выше нас, с прекрасным (человеком, пейзажем, музыкой, книгой). Или, что тоже реально, голос свыше.

И тогда мы вступаем на путь, именуемый в психологии самоактуализацией (раскрытием внутренних возможностей, самосовершенствованием).

Страницы: 1 2

Анализ и интерпретация результатов
Включенное наблюдение, а также характеристики классного руководителя свидетельствуют о том, что в целом класс заметно раздроблен: ученическая группа разбита на малые подгруппы (3–4 человека), которые являются референтными. Внутри этих групп общение продолжается и вне учебной деятельности, в них существуют свои лидеры. Но есть также и ли ...

Совершенствование памяти
Исследователи установили, что в обычных условиях человек может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв расположенных не по алфавиту, 4-5 цифр, 5 синонимов. И перегрузок практически не бывает. По мнению специалистов, обычно бывает достаточно запомнить не более 4-х цифр, 5-6 букв, 4 синонима и 6 десятичных цифр. Но объем памяти уменьшается, ...

Органы чувств - (анализаторы)
Для нормального становления речи ребёнка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Анализаторы – сложные нервные механизмы, проводящие т ...