Заключение
Страница 1

"У него совершенно нет чувства собственного достоинства", – негодуем мы, говоря о человеке, который готов наизнанку вывернуться, лишь бы добиться своего. А что это такое – чувство собственного достоинства? Если вдуматься, довольно странное словосочетание. Есть чувство голода, чувство страха, чувство меры. Но как можно чувствовать свое достоинство? Знать, чего ты достоин? В таком случае эгоист – воплощение чувства собственного достоинства. Он всегда достоин большего, чем имеет.

Заглянем в словарь. По Ожегову, "достоинство есть совокупность свойств, характеризующих высокие моральные качества, а также сознание ценности этих свойств и уважения к себе". Тоже не очень понятно. И все же каждый понимает, что подразумевается под чувством собственного достоинства. Это когда человек уверен в себе – и при этом не самоуверен; спокоен, но не равнодушен; открыт, но не фамильярен.

Много ли таких среди наших знакомых? Вряд ли. Но они есть. И мы инстинктивно тянемся к ним, зависим от их одобрения или неодобрения. Мы знаем: какое бы место на социальной лестнице ни занимали эти люди, именно они – соль, основа, костяк любого общества. Откуда они берутся? И как примкнуть к этой достаточно редкой породе?

В зарождении чувства собственного достоинства громадную, определяющую роль играет семья. Ценности, которыми она живет, формируют, как правило, в сознании ребенка образ его собственного "я" и порою сценарий будущего: выбор профессии, спутника жизни, образ жизни, даже ее продолжительность. Помимо семьи, существуют еще друзья-приятели, школа, книги, фильмы, СМИ – все, что можно обозначить термином "среда". Роль среды велика – настолько, что может потеснить семейные ценности, даже поставить их под сомнение. И все-таки именно семья – начало начал.

Вспомним, как воспитывали дворянских детей. Главной добродетелью считалась честь. Вряд ли случайно Пушкин взял эпиграфом к "Капитанской дочке" афоризм "Береги честь смолоду". Дворянский кодекс чести требовал прежде всего думать об этической стороне поступка. Благороден ли он, не своекорыстен ли, не заденет ли ближнего? В число основополагающих дворянских добродетелей входили также ровное ко всем без исключения отношение, щедрость, учтивость, сдержанность, почитание родителей. (Сам термин "дворянство" произошел от французского noblesse – "благородство".)

Дворянство – это прекрасно. Только нет у нас дворянских корней, мы, по замечанию одного из героев Ильфа и Петрова, "лицеев не кончали". Стало быть, обречены выращивать в себе чувство собственного достоинства сами. Но изобретать колесо нам уже не нужно. Идеал задан (см. предшествующий абзац). Наше дело – принять его.

Если это случится, мы начинаем – чаще всего бессознательно – перекраивать себя в соответствии с ним, перевоплощаясь по его образу и подобию. "Сумел родиться, сумей и переродиться" – гласит старая поговорка. Не забудем, однако, что речь – о чувстве собственного достоинства. Головное, умственное усилие здесь бесполезно. Только порыв, открытие (если хотите, озарение) может подвигнуть нас на великую из перемен – внутреннюю ломку и строительство себя заново.

Трудно обозначить словами то, что происходит при этом в сокровенных, никому не ведомых (и нам в том числе) глубинах нашей психики. Может быть, это жестокий стыд за себя, ведущий к осознанию собственного недостоинства, и, как следствие, жажда стать иным. Или встреча с тем, что выше нас, с прекрасным (человеком, пейзажем, музыкой, книгой). Или, что тоже реально, голос свыше.

И тогда мы вступаем на путь, именуемый в психологии самоактуализацией (раскрытием внутренних возможностей, самосовершенствованием).

Страницы: 1 2

Методика Кейрси: назначение, год издания, авторы
Опросник Кейрси - методика оценки темперамента, созданная на основе работ К.Г. Юнга и И. Майерс-Бриггс. Опросник разработан в 1956 г. профессором Калифорнийскоrо университета Дэвидом Кейрси. Перевод и адаптация методики осуществлены Б.В. Овчинниковым, К.В. Павловым, и.М. Владимировой[1] (подробнее об адаптации см. ниже). Опросник содер ...

Методика В. Сапруновой по составлению психологического портрета потребителя туристских услуг
Наиболее полно отвечает задачам туристской деятельности метод сегментации туристского рынка, предложенный В. Сапруновой. Этот метод базируется на составляющих компонентов спроса и предложения на туристский продукт[3]. Все особенности человека можно подразделить на три категории: анатомические признаки (строение тела, головы, лица и т. ...

Эмоции и чувства
Эмоции и чувства — личностные образования. Могут быть, например, эмоция радости и чувство радости. Если собственно эмоции актуализируются при наличии потребности и заканчиваются после ее удовлетворения, то чувства носят более предметный характер. Эмоция радости связана с общим удовлетворением потребности (утоление голода, жажды и т. п.) ...