Информация » Теория мышления, интеллектуальное развитие, лобные доли » Психология мыслительного процесса и его фазы

Психология мыслительного процесса и его фазы
Страница 1

По С.Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя ЦЕЛЬ и УСЛОВИЯ. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом РАЗРЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, НАПРЯЖЕННОЕ в начале и УДОВЛЕТВОРЕННОЕ в конце.

Забегая вперед, отметим, что такое определение применимо лишь к мышлению, направленному на решение определенных, в частности вычислительных, задач. Действительно, при наличии задачи, к примеру, подсчитать сдачу в булочной, мы имеем проблемную ситуацию и естественное завершение мыслительного процесса, и в случае, если оно не будет достигнуто, субъект воспримет это как неудачу. Если же субъект, к примеру, думает о предстоящей в выходной лыжной прогулке, то в этом случае сложно детерминировать проблемную ситуацию, и, тем более, цель, как завершение мыслительного процесса. Кроме того, эмоциональное самочувствие такого субъекта не будет напряженным в начале размышлений о поездке, а будет оставаться удовлетворенным на всем протяжении мыслительного процесса. Следует также отметить, что существуют мыслительные задачи (и даже вычислительные), не имеющие дискретно определенного, однозначного решения. Например, проблема "Идти ли на лекцию? " подразумевает, как правило, дискретный, качественный ответ, а размышление над вопросом "Что за человек субъект А.? " может привести в лучшем случае к сложному и многомерному ответу, а у человека с более тонким эмоциональным восприятием - к ответу, даже не поддающемуся вербальному изложению, так что возникает сомнение в том, является ли это новое, более глубокое, представление о человеке ответом на поставленный вопрос. Таким образом, помимо абстрактного мышления, различают мышление эмоциональное (оценка), практическое (наглядно-действенное) мышление и др.

Разрешение задачи требует значительного волевого усилия. Это хорошо иллюстрируется энцефалограммой: я хорошо помню, когда на лабораторных занятиях снимали энцефаллограмму, я пытался "ни о чем не думать" и тогда появлялся четкий альфа-ритм, когда же мои мысли более-менее оформлялись и приобретали конкретное направление (например когда я замечал шум самописца, выписывающего альфа-ритм большой амплитуды), альфа-ритм немедленно сменялся бета-ритмом, отмечая возросшую активность.

Для мышления характерна сознательная целенаправленность. Течение мыслительного процесса определяется осознанием задачи. При этом совершается проверка, контроль и критика, что характеризует мышление как сознательный процесс. Нужно отметить, что только в мыслительном процессе возможна ОШИБКА, в то время как ассоциативный процесс может дать всего лишь неудовлетворительный результат. При этом в мыслительном процессе часто субъект способен сам осознать эту ошибку.

Всякий мыслительный процесс совершается в обобщениях (понятиях), но как правило он, кроме понятий, включает в себя также образы. Существование художественного мышления, сравнений и метафор доказывает, что человек может мыслить образами. Включаясь в мыслительный процесс образ преобразуется: на передний план выступают существенные в данном случае черты, остальные затеняются.

Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы.

Первый признак мыслящего человека - умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.

Страницы: 1 2

Специфика невербальной коммуникации в Соединенных Штатах Америки
Несмотря на то, что культура США считается вербальной, невербальному коммуникативному поведению принадлежит значительная роль. К невербальному поведению относится дистанция общения (что касается американцев, то у них поддерживается достаточно большая дистанция общения), время и место общения. Важнейшим невербальным компонентом американс ...

Понятие агрессия, основные теоретические подходы
В науке существует различное множество определений агрессии. В быту термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения насильственных действий. Агрессия (и агрессоры) всегда оцениваются резко отрицательно как выражение антигуманизма, насилия, культа грубой силы. В то же время имеются случаи, когда об агрессивных д ...

Выделение критериев нормы и отклонений в исследовании адаптивности к состоянию беременности.
В особом рассмотрении нуждается вопрос о критериях, выделяемых при рассмотрении адаптивности к состоянию беременности. Практически во всех работах, связанных с проблематикой вынашивания беременности выдвигаются те или иные критерии, с помощью которых оценивается норма, отклонение от нормы или отсутствие нормы в показателях здоровья отде ...