Информация » Проблема знаково-символического опосредования в культурно-исторической концепции » Основные вопросы, которые ставил Выготский при изучении проблемы знакового опосредования

Основные вопросы, которые ставил Выготский при изучении проблемы знакового опосредования

1 вопрос состоит в выявлении условий перехода от опосредованного действия к действию непосредственному, к поступку, совершаемому мгновенно, как бы без размышления, но остающемуся тем не менее в высшей степени сознательным, свободным, нравственным.

2 вопрос об установление цикличности и спиральности переходов от непосредственного к опосредованному и обратно.

Опосредующая роль знаково-символических структур, слова и мира в формировании предметных действий, знаний, становления личности.

Лев Семенович Выготский придавал этим структурам статус осознаваемости (в полном смысле слова), вводил материю сознания в ткань психического. Символизация играла при этом роль средства осмысления. Игнорирование этого хода мысли является одной из причин сведения психики и сознания к мозгу. В результате ученые ищут в мозге не физиологические системы и структуры, обеспечивающие функционирование сознания, а само сознание или порождающие его причины. Опосредованный характер развития требует выяснения адекватных возрастным особенностям детей внешних средств (предметов, знаков, слов, символов, мифов) и внутренних способов предметной и умственной деятельности.

Лев Семенович Выготский впервые перешел от утверждения о важности среды для развития к выявлению конкретного механизма этого влияния среды, который, собственно, и изменяет психику ребенка, приводя к появлению специфических для человека высших психических функций. Таким механизмом Выготский считал интериоризацию, прежде всего интериоризацию знаков - искусственно созданных человечеством стимулов-средств, предназначенных для управления своим и чужим поведением. Овладение ребенком связью между знаком и значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых высших психических функций, которые и отличают поведение человека от поведения животных. Опосредованность развития человеческой психики "психологическими орудиями" характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, т.е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую. Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что другой человек (взрослый) с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо непроизвольной функции. На второй стадии ребенок уже сам становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом). На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он - к ним. Таким образом, пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды - сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя "выходами" лежит процесс интериоризации, "вращивания" функции вовнутрь.

Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу - "человек и наедине с собой сохраняет функции общения". Согласно Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, таким образом можно сказать, что речь (осмысленное слово) дает толчок для развития мышления и интеллекта.

Выдвижение принципа "внешнее через внутреннее" в культурно-исторической теории Выготского расширяет понимание ведущей роли субъекта в различных видах активности - прежде всего в ходе обучения и самообучения. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних, индивидуальных свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество с другими людьми. Гениальная догадка автора о зоне ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития. Зона ближайшего развития располагается между уровнем актуального и потенциального развития психики. Выготский подчеркивал, что обучение может быть развивающим только в том случае, если оно будет адекватным для данного ребенка по форме и содержанию. По форме оно должно быть выше уровня актуального развития, т.к. иначе оно не будет давать ничего нового для интеллекта, но и не должно выходить за пределы зоны ближайшего развития, т.к. в этом случае ребенок просто не усвоит нужный материал.

Психологические типы личности преступника
Существует несколько типологических схем личности преступников. Рассмотрим некоторые из них. По признакам антиобщественной направленности поведения в основу типологии личности положены ее отношения к различным общественным ценностям. 1. Негативно-пренебрежительное отношение к личности, к ее важнейшим благам: жизни, здоровью, телесной н ...

Развитие личности
Адлер показал, как можно научиться понимать детей с отклонениями в развитии, детей, неприспособленных к окружающей среде, и детей слабоумных, приняв в рассмотрение то, как они вступают во взаимоотношения с людьми, в какой роли они видят себя в общественном разделении труда, как относятся к лицам противоположного пола, т.е. постичь цель, ...

Основные эмоциональные процессы и управление ими
Прежде всего, необходимо разобраться в понятиях эмоций и чувств. Что же это такое? Если заглянуть в психологический словарь, то в нем эмоции трактуются следующим образом: Эмоции (лат.- потрясаю, волную) - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отнош ...