Ассоциация (от лат. Associatio – соединение, связь). Учение об ассоциации получило весьма широкое распространение в психологии, которое распространило принцип ассоциации на все психические явления (представители Юм, Джемс, Спенсер). Считается, что представители этого направления достаточно переоценили значение ассоциаций, что привело к несколько искаженному представлению о психических явлениях. По мнению представителей ассоциативного направления, психические процессы связываются и объединяются друг с другом сами, независимо от осознания нами внутренних связей самих предметов и явлений, отражением которых эти психические процессы являются. Хотя вместе с этим отрицать существование ассоциативных связей нельзя, потому что ассоциативные процессы обеспечивают запоминание и воспроизведение явлений действительности в определенной связи и последовательности. Проще говоря, это связь между отдельными событиями, предметами, фактами или явлениями, отраженными в сознании и закрепленными в памяти. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним.

Без этих связей невозможна нормальная деятельность ни человека, ни его памяти, поэтому необходимо рассмотреть принципы ассоциаций.

1. Ассоциация смежности. Эта ассоциация вызывает образы или представления, которые переживались в прошлом одновременно или вслед за этим образом или представлением. Например, алфавит, при названии буквы, вспоминается следующая за ней. Или же коллега с предыдущей работы может вызвать в памяти события из жизни, которые имеют как положительные так и отрицательные окраски.

2. Ассоциация по сходству связывает явления, которые имеют сходство по каким-либо признакам. (При упоминании одного из них вспоминается другое). Например, когда мы видим какой-то предмет, он может напомнить о каким-либо человеке или явлении.

3. Ассоциация по контрасту связывает два противоположных явления. Например, представив полного человека, тем самым мы можем вызвать в представлении худого, или представив черный цвет можем тем самым вызвать в представлении образ белого цвета.

Кроме этих видов также существуют сложные ассоциации – ассоциации по смыслу, которые являются основой наших знаний. В них связаны явления, которые постоянно связанны: часть и целое, род и вид, причина и следствие.

Важнейшим условием для образования ассоциаций является подкрепление или включение того, что необходимо запомнить, а также применить эту необходимую информацию в самом процессе усвоения. Или же один из способов запомнить факт – это ассоциировать его с каким-либо другим фактом, что безусловно помогает в запоминании.

Несмотря на критику ассоциативного направления теория развития ассоциаций продолжает изучаться до сих пор и в современной науке так как проблема изучения ассоциаций не закончена.

Типы лидерства
Проявление лидерства достаточно разнообразны. Попытки типологизации столь сложного явления обусловлены стремление мпрогнозировать вероятное поведение лидеров на основе тех или иных признаков.Тип лидера связан с природой общественного строя, характером группы и конкретной ситуацией.Существуют разнообразные классификации лидеров. Широко ра ...

Социальное чувство
Надо отметить, что центральным в индивидуальной психологии является принцип компенсации. Согласно Адлеру, основным фактором развития личности следует считать наличие конфликта между чувством (комплексом) неполноценности и порожденным им стремлением к превосходству. Последнее и определяется у ребенка в виде цели, которая направляет его п ...

Кому подчиняется и с кем работает психолог
Практический психолог образования имеет двойное подчинение. По административной линии он, как и все члены педагогического коллектива, подчиняется директору школы. По профессиональной – психологическому Центру, где работают специалисты – психологи и который не только осуществляет функции контроля за деятельностью психолога в образователь ...