Ассоциация (от лат. Associatio – соединение, связь). Учение об ассоциации получило весьма широкое распространение в психологии, которое распространило принцип ассоциации на все психические явления (представители Юм, Джемс, Спенсер). Считается, что представители этого направления достаточно переоценили значение ассоциаций, что привело к несколько искаженному представлению о психических явлениях. По мнению представителей ассоциативного направления, психические процессы связываются и объединяются друг с другом сами, независимо от осознания нами внутренних связей самих предметов и явлений, отражением которых эти психические процессы являются. Хотя вместе с этим отрицать существование ассоциативных связей нельзя, потому что ассоциативные процессы обеспечивают запоминание и воспроизведение явлений действительности в определенной связи и последовательности. Проще говоря, это связь между отдельными событиями, предметами, фактами или явлениями, отраженными в сознании и закрепленными в памяти. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним.

Без этих связей невозможна нормальная деятельность ни человека, ни его памяти, поэтому необходимо рассмотреть принципы ассоциаций.

1. Ассоциация смежности. Эта ассоциация вызывает образы или представления, которые переживались в прошлом одновременно или вслед за этим образом или представлением. Например, алфавит, при названии буквы, вспоминается следующая за ней. Или же коллега с предыдущей работы может вызвать в памяти события из жизни, которые имеют как положительные так и отрицательные окраски.

2. Ассоциация по сходству связывает явления, которые имеют сходство по каким-либо признакам. (При упоминании одного из них вспоминается другое). Например, когда мы видим какой-то предмет, он может напомнить о каким-либо человеке или явлении.

3. Ассоциация по контрасту связывает два противоположных явления. Например, представив полного человека, тем самым мы можем вызвать в представлении худого, или представив черный цвет можем тем самым вызвать в представлении образ белого цвета.

Кроме этих видов также существуют сложные ассоциации – ассоциации по смыслу, которые являются основой наших знаний. В них связаны явления, которые постоянно связанны: часть и целое, род и вид, причина и следствие.

Важнейшим условием для образования ассоциаций является подкрепление или включение того, что необходимо запомнить, а также применить эту необходимую информацию в самом процессе усвоения. Или же один из способов запомнить факт – это ассоциировать его с каким-либо другим фактом, что безусловно помогает в запоминании.

Несмотря на критику ассоциативного направления теория развития ассоциаций продолжает изучаться до сих пор и в современной науке так как проблема изучения ассоциаций не закончена.

Сущность трансактного анализа Э.Берна
Структура личности в трансактном анализе характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Каждое эго-состояние представляет собой особый паттерн мышления, чувств и поведения. Выделение эго-состояний основано на трёх аксиоматических положениях: 1) каждый взрослый некогда был ребёнком. Этот ребёнок в каждом чело ...

Психологический смысл понятия «Субъект»
СУБЪЕКТ (от лат. subjectum — подлежащее) — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом. Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании. Субъект, есть целеполагающее, целостное, ...

Физическая и духовная личность – единство.
Как бы то ни было, каждый человек, будучи сознательным общественным существом, субъектом практики, истории, является тем самым личностью. Определяя свое отношение к другим людям, он самоопределяется. Это сознательное самоопределение выражается в его самосознании. Личность в ее реальном быте, в ее самосознании есть то, что человек, осозн ...