Примечания к тексту

1.Бессознательное - действия человека, которые он совершает, не отдавая себе отчета, автоматически. Бессознательный характер носит психическая деятельность во время сна, гипноза, лунатизма (см. "Толкование сновидений"/ З.Фрейд/ 1913 год/ 2 издание, Москва/ стр. 47). Бессознание, согласно первому закону диалектики, является антагонистом сознанию и является вместилищем загнанных природных инстинктов. Бессознательное носит врожденный характер и определяет все поведение человека.

2.Я - философское понятие, обозначающее субъект преднамеренных действий, в которых личность отдает себе отчет и за которые она несет ответственность. Я является цензором спонтанно возникающих животных влечений. По мере развития цивилизации и общественных отношений Я формируется культурой, то есть культурные и моральные отношения в обществе влияют на каждого человека и, сливаясь с ним, образуют субъективное Я.

3.Супер-эго - это интериорезированные культурно-социальные нормы.

4.Приведенные здесь рассуждения относятся лишь к раннему детству, так как оболочка, или "эго", растет и развивается в детстве, а с возрастом "Я" и "оно" уравновешиваются, то есть находятся в более стабильном состоянии. Но противоречия, заложенные в детстве, со временем проявляют себя.

5.Царь Эдипт. Древнегреческая трагедия, в которой рассказывается о том, как царский сын Эдипт, чудом спасшийся от смерти (его отцу предсказали, что его убьет его собственный сын, и он приказал убить Эдипта) и долго странствующий, возвращается на родину и, убив своего отца, женится на своей матери и становится царем. Узнав о том, что он женился на своей матери, он с горя ослепляет себя и уходит странствовать.

6.Хронос (бог времени в древнегреческой мифологии) пожирал своих детей. Зевс, чудом спасшийся, вырос и в борьбе, победив своего отца, серпом кастрировал его.

7.Размножаясь, дети Адама и Евы совершали также инцест, который позже был запрещен религией.

8.Эта идея Фрейда (проецирование психики на социально-культурную основу) подверглась бурной критике, особенно со стороны марксистов. Но если опираться на теорию Дарвина, то " филогенез есть повторение онтогенеза", то есть индивидуальное развитие организма повторяет развитие всего вида. Таким образом, наблюдая, как развивается человек, можно сказать, как развивается общество, ибо развитие человека в точности повторяет развитие общества.

9.Наверное, это вызвано тем, что, чем больше развивается культура, тем глубже загоняется вовнутрь человека сексуальное влечение, поэтому полноценные представления об искомом предмете можно получить, лишь сделав срез, где наиболее остро проявляются противоречия.

10.До этого уже говорилось о появлении тотемизма. Если взять за основу то, что дети в результате действия инцестуозных влечений и антиотцовских настроений убили своего отца, а позже испугались, что такое может произойти и с ними (а может, ужаснулись своему кощунству) и испугались содеянного, то понятно, почему они стали поклоняться своему мертвому предку и все бремя власти возложили на него. Позже образ отца перешел в образ животного. Чтобы снять стресс, это животное раз в год убивается племенем.

11.Под упражнениями подразумеваются любые навязчивые мысли и движения и действия.

12.Не следует путать общественный невроз с революционными

Развитие речи
Речь является одним из важнейших психических процессов младшего школьника, и овладение речью идет на уроках родного языка по линии ее звуко-ритмической, интонационной стороны; по линии овладения грамматическим строем и лексикой, увеличения словаря и осознания собственных речевых процессов. Одной из функций речи, которые выступают на пе ...

Физиологические механизмы памяти
Физио­логический механизм запечатления следов и природа самой памяти полностью не изучены. Философы и психологи конца XIX — начала XX в. ограничивались лишь указанием на то, что память является «общим свойством материи». К 40-м гг. XX в. в отечественной психологии уже сложилось мнение о том, что память — это функция мозга, а физиологиче ...

Суть детско-родительских отношений
Попытки выяснить происхождение родительского чувства вызвали к жизни немало интереснейших теорий, стали объектом острейшей научной полемики. Вспомним слова Я.Корчака: «Исследователи решили, что человек зрелый руководствуется серьезными побуждениями. ребенок – импульсами, взрослый логичен, ребенок во власти прихоти воображения, у взросл ...