Примечания к тексту

1.Бессознательное - действия человека, которые он совершает, не отдавая себе отчета, автоматически. Бессознательный характер носит психическая деятельность во время сна, гипноза, лунатизма (см. "Толкование сновидений"/ З.Фрейд/ 1913 год/ 2 издание, Москва/ стр. 47). Бессознание, согласно первому закону диалектики, является антагонистом сознанию и является вместилищем загнанных природных инстинктов. Бессознательное носит врожденный характер и определяет все поведение человека.

2.Я - философское понятие, обозначающее субъект преднамеренных действий, в которых личность отдает себе отчет и за которые она несет ответственность. Я является цензором спонтанно возникающих животных влечений. По мере развития цивилизации и общественных отношений Я формируется культурой, то есть культурные и моральные отношения в обществе влияют на каждого человека и, сливаясь с ним, образуют субъективное Я.

3.Супер-эго - это интериорезированные культурно-социальные нормы.

4.Приведенные здесь рассуждения относятся лишь к раннему детству, так как оболочка, или "эго", растет и развивается в детстве, а с возрастом "Я" и "оно" уравновешиваются, то есть находятся в более стабильном состоянии. Но противоречия, заложенные в детстве, со временем проявляют себя.

5.Царь Эдипт. Древнегреческая трагедия, в которой рассказывается о том, как царский сын Эдипт, чудом спасшийся от смерти (его отцу предсказали, что его убьет его собственный сын, и он приказал убить Эдипта) и долго странствующий, возвращается на родину и, убив своего отца, женится на своей матери и становится царем. Узнав о том, что он женился на своей матери, он с горя ослепляет себя и уходит странствовать.

6.Хронос (бог времени в древнегреческой мифологии) пожирал своих детей. Зевс, чудом спасшийся, вырос и в борьбе, победив своего отца, серпом кастрировал его.

7.Размножаясь, дети Адама и Евы совершали также инцест, который позже был запрещен религией.

8.Эта идея Фрейда (проецирование психики на социально-культурную основу) подверглась бурной критике, особенно со стороны марксистов. Но если опираться на теорию Дарвина, то " филогенез есть повторение онтогенеза", то есть индивидуальное развитие организма повторяет развитие всего вида. Таким образом, наблюдая, как развивается человек, можно сказать, как развивается общество, ибо развитие человека в точности повторяет развитие общества.

9.Наверное, это вызвано тем, что, чем больше развивается культура, тем глубже загоняется вовнутрь человека сексуальное влечение, поэтому полноценные представления об искомом предмете можно получить, лишь сделав срез, где наиболее остро проявляются противоречия.

10.До этого уже говорилось о появлении тотемизма. Если взять за основу то, что дети в результате действия инцестуозных влечений и антиотцовских настроений убили своего отца, а позже испугались, что такое может произойти и с ними (а может, ужаснулись своему кощунству) и испугались содеянного, то понятно, почему они стали поклоняться своему мертвому предку и все бремя власти возложили на него. Позже образ отца перешел в образ животного. Чтобы снять стресс, это животное раз в год убивается племенем.

11.Под упражнениями подразумеваются любые навязчивые мысли и движения и действия.

12.Не следует путать общественный невроз с революционными

Особенности общения и поведения в зависимости от типа акцентуации характера.
Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20 — 56% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудша ...

Портретные иллюзии.
Многим приходилось видеть так называемые загадочные, как бы живые, портреты, которые всегда смотрят на нас, следя за нашими передвижениями и обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Именно такими мы видим глаза, смотрящие на нас, когда же глаза смотрят в ст ...

Общественное отношение индивида к труду.
Эта установка личности нашла себе отражение и в психологической литературе. Задавшись вопросом о том, что включает личность человека, У. Джеймс отмечал, что личность человека составляет общая сумма всего того, что он может называть своим. Иначе говоря: человек есть то, что он имеет; его имущество составляет его сущность, его собственнос ...