Информация » Психология личности. Основные возрастные периоды жизни человека » Психическое развитие ребенка в эмбриональном периоде

Психическое развитие ребенка в эмбриональном периоде

Современная пренатальная практика как осознанная деятельность по обеспечению оптимальных условий развития внутриутробного ребенка черпает свои основания из четырех различных источников:

из спонтанного мировоззрения (public);

из обобщений, автономно возникающих в самой пренатальной практике;

из теорий беременности и внутриутробного развития человека, основанных на фактологии эмпирико-аналитических наук;

- из феноменологии беременности, полученной средствами гуманитарных наук;

Интегративная психологическая модель беременности/внутриутробной жизни - ступень воплощения - структурно включает в себя 2 критический и два стабильных периода; каждому соответствует свой механизм развития и собственные принципы развивающей деятельности матери или пренатального практика (акушера, психолога, педагога)

Рис.1. Схема развития субъективной реальности.

Период совместности

Период самобытности

 

кризис рождения

стадия принятия

кризис развития

стадия освоения

Ступень воплощения

кризис инобытия

0-13 нед. д. р.

плод

8-16 нед. д. р.

кризис фетальности 15-22 нед. д. р.

Внутриутробный младенец

20-28 нед. д. р.<

Ступень воплощения кризис инобытия (оплодотворение-зачатие). Механизм развития - обособление оплодотворенной клетки от организма матери метафорически описан С. Фанти как " внутриутробная война", сходная по биологическим механизмам с развитием опухоли. Для этого периода адекватны противоположные борьбе меры - организация сообщества (Встреча) беременных с пренатальным специалистом на единых ценностно-смысловых основаниях;

стадия принятия эмбрионом совместности (плод). Механизм развития - отождествление с организмом матери, психологически выступает как оккупация материнского тела и сознания и проявляется в первом триместре беременности. Для этого периода адекватна модель неограниченной коммуникации, "обособление" материнского опыта через отреагирование и осознание;

кризис фетальности. Механизм развития - снова обособление плода через движение, которое делает его видимым и доступным для непосредственного контакта. Психологический смысл этого кризиса - мать получает возможность придать смысл этим движениям, отвечать на них, вызывать их, практически придавая человеческий смысл активностям плода. На этой стадии возможно обучение, целенаправленное развитие сенсорных способностей внутриутробного ребенка. Адекватной моделью являются практики, основанные на модели регулируемой коммуникации, однако регуляция осуществляется не только пренатальным специалистом, но и подготовлена работой матери на предыдущем этапе;

стадия освоения (внутриутробный младенец). Механизм развития - отождествление, максимальное приближение тела плода к стенкам матки, уподобление его тела границам пространства. Психологический смысл этой стадии в установлении регулярности движений и их соответствия материнским посланиям, установление диалога;

кризис внутриутробного младенчества, или родовой относится к следующей ступени, ступени оживления. По описаниям С. Грофа в процессе родов также наблюдается чередование механизмов отождествления-обособления, то есть в родах матери необходимы одновременно оба типа психологических умений, развитых во время беременности: программы соединения и опыт эмоционального обособления.

Психологическая помощь супругу, оставшемуся одному в результате смерти партнера
Смерть близкого не только является источником болезненных переживаний, но и предоставляет возможность личностного роста для горюющих членов семьи. Консультант, работающий с семьей, может помочь ее членам реализовать эту возможность (Олифирович Н. И., 2006). Работа со взрослыми членами семьи включает в себя следующие направления: 1. Ин ...

Виды стресса
В соответствии с двумя видами стрессоров различают физиологический стресс и психологический. Последний подразделяют на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответстве ...

Рекомендации по психокоррекции суицидального поведения
Интегральные свойства личности, которые включают в себя ряд уровней психической деятельности: когнитивный, эмоционально-мотивационный, поведенческий, могут явиться ориентирами для дифференцированных подходов в психотерапии кризисных состояний, в том числе и суицидальных (А. Слуцкий, М. Занадворов). Определяя характер помощи, направленно ...