Информация » Эмоции и управление ими » Методики определения эмоциональной сферы личности. Управление эмоциями.

Методики определения эмоциональной сферы личности. Управление эмоциями.
Страница 1

Эмоции, какими бы разными они ни казались, неотделимы от личности. То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность.

С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соот­ветственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворени­ем органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием оп­ределенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интел­лектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предме­тами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззрен­ческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, со­циальным событиям, нравственным категориям и ценностям.

Эмоции человека прежде всего связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. Эту мысль неоднократно подчеркивали практически все без исключения исследователи эмоций, независимо от того, каких теорий они придерживались. По эмоциям, считали они, можно определенно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, т.е. о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными.

Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам, эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию поло­жительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. Это обстоятель­ство, в частности, используется психологами при конструировании тестов, предназначенных для изучения личности. По характеру эмоций, которые у че­ловека вызывают представленные в тестах ситуации и предметы, события и люди, судят об их личностных качествах.

Экспериментальным путем было установлено, что на возникающие эмоции большое влияние оказывают не только сопровождающие их вегетативные реакции, но и внушение - пристрастная, субъективная интерпретация вероят­ных последствий воздействия на эмоции данного стимула. Через психологиче­ский настрой, когнитивный фактор оказалось возможным в широких пределах манипулировать эмоциональными состояниями людей. Это лежит в основе раз­нообразных систем психотерапевтических воздействий, распространившихся в нашей стране за последние годы (к сожалению, большинство из них научно не обоснованы и с медицинской точки зрения не проверены).

Вопрос о связи эмоций и мотивации (эмоциональных переживаний и системы актуальных потребностей человека) представляется не таким простым, каким может показаться на первый взгляд. С одной стороны, простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно не влияют на поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дезорганизуют (аффекты и стрессы). С другой стороны, такие эмоции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя его, но направляя и поддерживая. Эмоция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти, несомненно содержит в себе побуждение к деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Сущность характера
Слово «характер» означает «печать», «оттиск», а в смысловом значении - отчетливо выраженную определенность, типичность поведения каждого человека. Характер поведения - система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности. Понятие «характер» охватывает как социально значимые, так и социально нейтральные ...

Аттракция — конечная цель формирования положительного имиджа
Аттракция — (от франц. attraction — притяжение, и лат. attache — притягиваю к себе) вольное или невольное (последнее — чаще) психологическое притяжение человека к какому-либо объекту или к ситуации. Когда имиджмейкер формирует положительный имидж данного политика, то он ставит перед собой задачу сформировать у будущего электората психо ...

Анализ результатов исследования
В результате полученных данных можно говорить о достаточно благоприятном психологическом климате в данной семье. По результатам основной методики можно увидеть, что ответы супругов практически совпадают, за исключением некоторых пунктов таких как: Таблица 3. Сводная таблица ответов Висбаденского опросника к методу позитивной психотера ...