Информация » Основные типологии характера » Типологическая модель социальных характеров Б.С. Братуся

Типологическая модель социальных характеров Б.С. Братуся

Важнейшим для характеристики личности является типичный, преобладающий для нее способ отношения к другому человеку, другим людям и самому себе. Исходя из доминирующего способа отношения к себе и другому человеку было намечено несколько принципиальных уровней в структуре личности.

Первый, эгоцентрический уровень

– определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде и престижу, отношение к другим сугубо потребительское, лишь в зависимости от того, помогает ли другой человек личному успеху или нет, выгоден он или нет, т.е. другой человек выступает как вещь. Личное счастье и благо важнее всего, вне зависимости от того, счастливы или несчастливы другие.

Следующий уровень, группоцентрический

– человек идентифицирует себя с какой-либо группой, и отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет. Если другой входит в такую группу, то он ценен не сам по себе, а своей принадлежностью к группе, достоин жалости, уважения, снисхождения, прощения, любви. Если другой в эту группу не входит, то эти чувства могут на него не распространяться, т.е. мир делится на «своих» и «чужих». Благо и счастье связаны с процветанием той группы, с которой идентифицирует себя человек. Он не может быть счастлив, если терпит несчастье его группа.

Просоциальный, или гуманистический уровень

личности предполагает, что себя и других людей ценят и признают для них равные права, свободы и обязанности; здесь работает принцип: «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой». Счастье и благополучие подразумевает их распространение на всех людей, все человечество.

Духовный, или эсхатологический уровень

предполагает взгляд на человека как на существо, жизнь которого не кончается вместе с концом жизни земной, а связана с духовным миром, т.е. это уровень, в рамках которого решаются субъективные отношения человека с Богом, возникает ощущение связи с Богом и представление о счастье как служении и соединении с Ним.

Все четыре уровня так или иначе присутствуют в каждом, и в какие-то моменты, хотя бы ситуативно, побеждает один уровень, а в какие-то – другой. Однако можно говорить и о некотором типичном для данного человека профиле, типичном устремлении. Культура и образ жизни того или иного общества влияет на формирование этого типичного устремления.

Слабости, присущие каждому
Нет таких наших слабостей, которые бы не использовались для скрытого управления людьми. Вот перечень слабостей, встречающихся наиболее часто: любопытство, неуверенность в себе, глупость, медлительность, жалостливость, азартность, любовь к подношения и лести, приниженность, суеверность, внушаемость, подверженность влиянию установок, хвас ...

Коммуникация и эмоции
Известная роль эмоций в коммуникации между людьми и животными дополняется, однако, возможностью преднамеренного усиления эмоционального ответа преднамеренным усилением мимики (гипотеза мимической обратной связи — the facial feedback hypothesis) ...

Направления ресоциализирующей деятельности
В качестве общих направлений ресоциализирующей деятельности ИУ можно указать следующие: - психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, - выявление конкретных дефектов его общей социализации, правовой социализации, дефектов психической саморегуляции; - разработка долгосрочной программы индивидуально-личност ...