Информация » Понятие личности в психологии » Общественные отношения

Общественные отношения

Что бы разобраться, что такое личность как особое социальное качество индивида, нужно, прежде всего, признать, что личность это

качество индивида. Этим самым утверждаем, единство индивида и

личности и одновременно отрицаем тождество этих понятий.

Далее, «личность это системное и поэтому «сверхчувствительное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами» (А.Н.Леонтьев).

Таким образом, понятие «личность» нуждается в особой характеристике, которая могла бы описать это социальное качество, носителем которого является индивид. Прежде всего, надо уточнить, почему о личности можно сказать как о «сверхчувственном» качестве индивида. Системное и поэтому «сверхчувственное». Индивид обладает вполне чувственными, т.е. доступными к восприятию с помощью органов чувств свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики и т. д. Нужно разобраться, каким образом у человека обнаруживается качества, которые не могут в своей непосредственной чувственной форме быть усмотрены. Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые находятся в сфере быта индивида как его системное качество. Открыть их может только научный анализ, чувственному восприятию они не доступны.

Воплощать в себе систему социальных отношений означает быть их субъектом. Ребенок, включенный во взаимоотношения с взрослыми, выступает первоначально как объект их активности, но, овладевая деятельностью, которую они ему предлагают как ведущую для его развития, например, обучаясь, ребенок в свою очередь становится субъектом этих взаимоотношений.

Общественные отношения это не нечто внешнее для их субъекта, они выступают как часть, сторона личности, являющейся социальным качеством индивида.

Если родовую сущность человека, в отличие от всех других живых существ, составляет совокупность всех общественных отношений, то сущность каждого конкретного человека как личности составляет совокупность конкретных социальных связей и отношений, в которые он оказывается, включен как субъект. Они, эти связи и отношения, вне его, т. е. В общественном быте, и поэтому безличны,

объективны, и вместе с тем они внутри, в нем самом как личности, и поэтому субъективны.

Утверждение единства, но не тождественности между понятиями «индивид» и « личность» предполагает необходимость понять: может ли быть фактом то, что существование индивида, который не являлся бы личностью, или же личности, которая бы существовала вне или без индивида как конкретного носителя. В принципе может быть и то, и другое. Если представить себе индивида, выросшего вне человеческого общества, то впервые столкнувшись с людьми, он не обнаружит, помимо индивидуальных особенностей, присущих и биологической особи, никаких личностных качеств, происхождение которых имеет всегда общественно-исторический характер. Перед нами будет индивид, который еще не состоялся как личность, он только располагает природными предпосылками для ее появления в том случае, если окружающим людям удастся научить его всему, что они знают, начиная с того, как учат ребенка, т. е. в совместную деятельность и общение. Опыт изучения детей, воспитанных животными, свидетельствует об исключительно сложной осуществления этой задачи.

Допустимо, и признание возможности появления личности, за которой не стоит реальный индивид. Таков, например, Козьма Прутков, созданный в результате творчества А.К.Толстого и братьев Жемчужниковых. О биографии личности никогда в действительности не существовавшего индивида повествуется в рассказе Ю.Тыняного «Подпоручик Киже». Обращение к ситуации «индивид без личности» или «личность без индивида» подобно мысленному эксперименту, небесполезному для понимания проблем единства и не тождественности личности и индивида.

Непараметрическая процедура
При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано человек — основная константа социометрии , где N — количество человек в группе. Для непараметрическ ...

Структура общения
Общение как процесс имеет свою структуру, которая подробно рассматривалась разными авторами. Б. Ломов предложил классификацию состоящую из трех уровней: ü Макроуровень : общение представляет собой сложную сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами и рассматривается как важный аспект образа жизни человека ( ...

Формальное и неформальное лидерство
В организациях различают: — формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности; — неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов. «Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Это так называемый характер лидерств ...