Информация » Когнитивный подход в психологии » Когнитивный подход Джорджа Келли

Когнитивный подход Джорджа Келли
Страница 1

Джордж Келли является одним из основателей этого направления. Он считает, что любой человек – это исследователь, которые стремиться понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний. И все выводы делаются на основе своего прошлого опыта и строящихся предположений о будущем. Он указывает на то, что хоть объективная реальность и существует, но все же разные люди осознают ее по разному, потому как любое событие можно рассматривать с разных сторон, а людям в свою очередь предоставляется большой выбор возможностей в интерпретации внутреннего мира переживаний или внешнего мира практических событий. Люди, главным образом, ориентированы на будущее, а не на прошлые или настоящие события их жизни. Точка зрения на жизнь преходяща, она редко бывает такой же как была вчера или будет завтра. Также люди обладают способностью активно формировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него. Келли считал, что «воспринимают мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Личностный конструкт – это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста». Для формирования конструкта необходимы 3 элемента (явления или предмета): два из них должны быть похожими друг на друга, а третий элемент должен отличаться от этих двух. Посему, следует полагать, что все личностные конструкты биполярны и дихотомичны, мышление человека осознает жизненный опыт в терминах черного и белого, а не оттенков серого. Все конструкты имеют два противоположных полюса: полюс сходства отражает, чем похожи два предмета, а полюс контраста показывает, чем эти предметы противоположны третьему элементу. Примерами личных конструктов могут быть «умный - глупый», «мужской - женский», «злой - добрый».

Также Келли различает проницаемый и непроницаемый конструкт. Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон элементы применимости, еще не истолкованные в пределах его границ, он открыт для объяснения новых явлений. В свою очередь непроницаемый конструкт остается закрытым для интерпретации нового опыта. Келли предположил, что конструкты можно классифицировать:

1. Упредительные классификационные конструкты (то, что попало в одну классификацию, исключается другой, не позволяя увидеть оцениваемое явление в новом свете).

2. Констелляторные конструкты (когда явление относится к какой-то категории одного конструкта, другие его характеристики. Т.е. если относим человека к данной категории, то наделяем его всеми соответствующими характеристиками).

3. Предполагающие конструкты (эти конструкты могут меняться, они принимают альтернативные точки зрения и открыты для нового опыта).

Личностные конструкты это: а) всесторонние конструкты, которые включают в себя широкий спектр явлений; б) частные конструкты – включают узкий диапазон явлений и возможностей; в) основные конструкты, которые регулируют основную деятельность человека; г) периферические конструкты – могут меняться, не изменяя значительно основную структуру.

Каждый человек воспринимает действительность при помощи собственных моделей или конструктов, необходимых для создания непротиворечивой картины мира. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, то человек скорее всего сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтверждается, то конструкт скорее всего будет подвержен пересмотру или вообще может быть исключен. Каждый человек обладает такой уникальной конструктной системой (личность). Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события, абсолютно идентичные люди, будь даже они близнецами интерпретируют события по-разному. Каждый человек понимает действительность, опираясь на своего личного уникального конструкта. И люди смотрят на настоящее так, чтобы предвидеть будущее с помощью уникальной системы своих личных конструктов , соответственно поведение человека определяется тем, как он прогнозирует будущие события.

И естественно, что Келли считал – система конструктов каждого человека уникальна, и люди расходятся во взглядах, потому что каждый действует в пределах своей системы конструктов. Различие также состоит и в том, как люди организуют свои конструкты. А они в свою очередь организованы в пирамидальную структуру так, что некоторые из них находятся либо в подчинении, либо в подчинительной позиции относительно других частей системы. И все это весьма индивидуально, так как конструкты в системе одного человека не обязательно занимают такое положение в системе другого человека. Келли предположил, что если мы будем знать как человек организовал свои конструкты, то мы сможем правильно судить о его поведении. Т.е. узнать личность – значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт. «Личность понимается как организационная система более или менее важных конструктов, которые человек использует, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события».

Страницы: 1 2

Современное состояние психологической службы
Психологическая служба как организационная система работы существует во многих странах и имеет почти вековую историю. Исторически сложилось так, что в нашей стране наибольшее развитие получила школьная психологическая служба, а широком смысле – служба практической психологии в образовании. Так, на сегодняшний день правомерно говорить о ...

Почему неравномерен контраст?
Ретардация выбирает конфликтный страх, тем не менее как только ортодоксальность окончательно возобладает, даже эта маленькая лазейка будет закрыта. НЛП позволяет вам точно определить какие изменения в субьективном опыте надо произвести, чтобы предсознательное абсурдно осознаёт ускоряющийся конформизм, о чем и писал А. Маслоу в своей раб ...

Речевое и эмоциональное общение
Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям. Именно в школе, без эмоциональной поддержки со стороны родителей и без подсказки с их ...