Информация » Когнитивный подход в психологии » Когнитивный подход в психологии

Когнитивный подход в психологии

Когнитивная психология позволяет исследовать когнитивную систему человека, следуя за внешним стимулом, получить информацию, обработать, сохранить или потерять, затем управлять сохраненной информацией, использовать и выражать.

Согласно концепции Брунера наше познание мира носит прежде всего чувствительный и двигательный характер, потому что ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала через наши чувства и двигательную активность. Жан Пиаже пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, который состоит из последовательных стадий, а развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает и тем, что он стремится понять.

Когнитивные теории личности рассматривают человека как «понимающего и анализирующего» , потому как человек находится в мире информации , которую необходимо, понять, оценить и использовать. А поступок человек включает в себя 3 компонента: 1.Само действие. 2.Мысли. 3.Чувства. Внешне поступки могут быть разные, в то время как мысли и чувства могут быть иными. Разные люди по- разному «видят» и оценивают ситуации, в которых они действуют. Оказавшись в реальной ситуации человеку необходимо решать. Он делает выбор и совершает поступок (бихевиористы тут заканчивают анализ поведения), когнитивная же часть поступка еще не завершена, потому что сам поступок является источником информации, которая позволяет формулировать или изменять мнение о себе или о других. Получается, что после реакции человек в той или иной степени осуществляет субъективный анализ своего поведения, его успешности, вследствие чего делаются выводы на будущее и необходимую коррекцию.

Психолог Зимбардо сделал вывод, что большая часть отрицательных поступков объясняется с помощью ситуационных и межличностных факторов, он говорит о том, что даже хорошие люди могут совершать отрицательные поступки в сложных обстоятельствах и ситуациях. Психолог Эллис в свою очередь считает, что неправильное поведение человека вызвано прежде всего иррациональными мыслями, которые порождены «активизирующей ситуацией». В этом же случае ситуацию и выводы необходимо анализировать вместе с человеком, так как в задачи терапевта входит изучение мыслительных процессов пациента и доведение до его сознания иррациональных моментов, которые содержаться в его мыслях. А выработка у человека более объективного восприятия событий приводит его к поиску новых, уже действенных решений. А это значит, что неадаптивные формы поведения постепенно будут заменяться новыми, более эффективными формами, и как следствие будет меняться поведение.

Психолог А.Бек указывал на то, что «как люди думают, определяет – что они чувствуют и как действуют». Из чего делается вывод, что цель когнитивной терапии заключается в «модификации дисфункциональных убеждений и ошибочных способов переработки информации». Изменения восприятия и мышления влечет за собой модификацию болезненных переживаний и поведенческих реакций. Бек вычислил и описал феномен «автоматических мыслей», которые связаны с переработкой текущей информации, они непроизвольны, быстротечны, бессознательны и непосредственно ведут к эмоциональным и поведенческим реакциям. Также он говорит о том, что при эмоциональных расстройствах автоматические мысли отличает ряд специфических особенностей, например, печали ставятся в соответствие мысли о потере, гневу – мысли о нарушении какого-то стандарта, тоске – мысли негативного содержания о себе, мире, людях, будущем, страху – мысли о внешней опасности и невозможности с нею справится в силу собственной несостоятельности.

Лица с психическими расстройствами имеют определенные дисфункциональные базисные посылки, которые заставляют их искаженно воспринимать и оценивать текущие ситуации и испытывать отрицательные эмоции и неадаптивно действовать. Базисные посылки – это система глубинных представлений человека о себе и об окружающем мире, это своеобразная жизненная философия человека, в которой зафиксирован весь его жизненный опыт (здесь особую роль играют детские впечатления и воздействия семьи). Психотерапевту необходимо помочь пациенту представить его идеи в виде гипотез и совместно с пациентом осуществить поиск альтернатив.

Потребности как социально-психологическая характеристика личности
Потребности – субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам: ¨ биологические (витальные) ¨ информационные (лежащие в основе социальных потребностей). Биологические потребности являются лег ...

Негативные последствия застенчивости
Крайняя застенчивость, по данным П. Пилкониса и Ф. Зимбардо, имеет негативные последствия. 1. Застенчивость способствует социальной изоляции и тем самым полностью или частично лишает человека радости общения и социальной (эмоциональной) поддержки. 2. Человек оказывается уязвимым в стрессовых ситуациях из-за неразвитости навыков социал ...

Понятие акцентуаций характера
В период становления характера, т.е. в подростковом возрасте, его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии характера. С повзрослeнием черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволило нам говорить о «пре ...