Психосоматика и психоанализ. Причины и факторы психосоматических заболеваний
Рассмотрим психоаналитическое понимание психосоматических заболеваний. Психосоматическая линия развития болезни состоит из следующих элементов:
– симптом – эмоциональное истощение, отсутствие чувств, депрессия, бедность фантазии;
– конфликт – потеря объекта (реальная или мнимая, т. е. это может быть как реальный объект, так и, к примеру, профессиональная деятельность), отсюда
– нарциссическая травма и агрессивная защита;
– личностные особенности – неуверенность и слабость Я, которое проявляется, как недостаточная интроспекция (самонаблюдение), нарушенное базисное доверие, пониженная фрустрационная толерантность (низкий порог чувствительности к раздражителям) с повышенной потребностью в зависимости, минимальная способность к научению новым эмоциональным установкам.
Таким образом, упрощенно, линия психосоматического заболевания может развиваться так: потеря, которая воспринимается, как нарциссическая травма и чувство потери воспринимается непреодолимым – депрессия с чувством беспомощности и безнадежности – телесные нарушения.
В целом же в объяснении психосоматических заболеваний признается многофакторность – совокупность причин, которые взаимодействуют между собой. Основные из них:
– неспецифическая наследственная и врожденная отягощенность соматическими нарушениями (поломки хромосом, генные мутации),
– наследственная предрасположенность к психосоматическим нарушениям,
– нейродинамические сдвиги, связанные с изменением деятельности ЦНС – предполагается накопление аффективного возбуждения – тревоги и напряженной вегетативной активности,
– личностные особенности – в особенности – инфантилизм, алекситимия (неспособность воспринимать и обозначать словом чувства), недоразвитость межличностных отношений, трудоголизм;
– черты темперамента, к примеру, низкий порог чувствительности к раздражителям, трудности адаптации, высокий уровень тревожности, замкнутость, сдержанность, недоверчивость, преобладание отрицательных эмоций над положительными,
– фон семейных и других социальных факторов,
– события, приводящие к серьезным изменениям в жизни (в особенности у детей),
– личность родителей – у детей – по Винникоту, дети с психосоматикой имеют пограничных матерей; семейная дезинтеграция.
При анализе роли наследственности и окружающей среды было установлено, что в 30 % случаев имеет значение наследственность, в 40 % – взаимодействие с окружающей средой, и 30 % – прочие.
Психоанализ придает очень важное значение факторам влияния окружающей среды, в особенности – нарушениям отношений. Это уже упоминавшаяся ситуация потери, переживания разлуки или смены окружающей среды, у детей также смена воспитателей или отсутствие матери или отца.
С точки зрения психодинамики, упомянутые реакции психосоматических больных (депрессивность после потери объекта на уровне стадии сепарации – индивидуации, нарциссические нарушения, орально-регрессивные черты, агрессивная защита, ограниченная способность к интроспекции) могут быть объединены понятием «прегенитальное нарушение созревания», что в совокупности с набором основных защит – отрицанием, расщеплением, проективной идентификацией, достаточно часто связывает психосоматические нарушения с пограничным уровнем развития личности.
Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального
На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру личности вообще, которая состоит из четырех сторон:
Блок психических явлений (мотивационный) - направленность (устойчивая система мотивов):
Влечения, желания, стремления, интересы, идеалы, мировоззре ...
Описание результатов работы.
Проводилось наблюдение за двумя младенцами: мальчик (дата рождения 02.04.08) – первый ребенок в семье; девочка (20.07.08) – второй ребенок в семье. Семья мальчика: папа, мама, тетя, бабушка. Семья девочки: с рождения девочка находилась в Доме малютки, в семью (папа, мама, брат, бабушка) попала в возрасте двух месяцев.
Особенности общен ...
Психологические аспекты ресоциализирующей деятельности
Исправительная психология изучает психологические стереотипы ресоциализации — восстановления ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полнощной ее жизнедеятельности в обществе, проблемы эффектности наказания, динамику личности осужденного в процессе ее исполнения наказания, формирование ее поведенческих возможностей ...