Механизмы групповой динамики

Существует несколько подходов к описанию психологических особенностей взаимодействия субъектов группы. Рассмотрим основные из механизмов.

С точки зрения первого подхода основные этапы развития группы составляют:

Первая стадия – «притирка». Члены группы присматриваются друг к другу. Определяется степень личной заинтересованности в том, чтобы работать в этой группе.

Вторая стадия – «ближний бой». Оценивается вклад лидера. На этом этапе личные взаимоотношения приобретают все большее значение.

Третья стадия – «экспериментирование». Все более актуальной становиться проблема эффективного использования способностей и ресурсов группы.

Четвертая – «эффективность». Группа приобретает опыт успешного решения проблем и использования ресурсов.

Пятая стадия развития «зрелость».

Психолог И.П.Волков предложил модель эмоциональной динамики группообразования как последовательность фаз развития межличностного контакта:

Фаза первичного восприятия – формирование первого впечатления о членах группы.

Фаза сближения – формирование оценки и самооценки, развития рефлексивных отношений, формирование установки на совместное действия.

Фаза «сцепления» - укрепления чувства общности, чувства «Мы», формирование психологически комфортных норм общения и включение механизмов взаимовлияния.

Есть и другая модель поведения групп. Стадии развития группы заключаются в следующем:

формирование новой группы – индивиды ищут свои роли;

приобретение навыков – выявление форм деятельности;

упрочение групповой работы – участники начинают действовать как группа;

разделение на клики – критиканы находят друг друга;

внутренняя гармония;

дробление – критическая стадия, на которой рушится претворение равновесия;

идеальная группа – гибкая и эффективная группа, работа которой основывается не только на общих делах, но и на общих чувствах.

Современные исследователи проблем групповой динамики выделяют другие механизмы:

Разрешение внутригрупповых противоречий. Выражением внутригрупповых противоречий оказывается конфликт. В результате разрешение конфликтов в группе могут произойти такие изменения как: изменение цели, плана действий, структуры, образование новых подгрупп и т.д.

«Индиосинкразетический кредит». Это понятие означает отклонение от групповых норм, т.е. этот механизм групповой динамики дает разрешение на девиантное поведение своему лидеру или отдельным членам во имя достижения поставленных целей.

Психологический обмен. Обоюдное удовлетворение участниками взаимодействия определенных своих социальных потребностей путем взаимного предоставления соответствующих ценностей.[4]

Физиологические механизмы памяти
Физио­логический механизм запечатления следов и природа самой памяти полностью не изучены. Философы и психологи конца XIX — начала XX в. ограничивались лишь указанием на то, что память является «общим свойством материи». К 40-м гг. XX в. в отечественной психологии уже сложилось мнение о том, что память — это функция мозга, а физиологиче ...

Кому подчиняется и с кем работает психолог
Практический психолог образования имеет двойное подчинение. По административной линии он, как и все члены педагогического коллектива, подчиняется директору школы. По профессиональной – психологическому Центру, где работают специалисты – психологи и который не только осуществляет функции контроля за деятельностью психолога в образователь ...

Особенности психоэмоциональных реакций сотрудников органов внутренних дел на чрезвычайные обстоятельства
Психологические аспекты переживания травматического стресса и его последствия изучаются, как правило, в контексте общих проблем деятельности человека в экстремальных условиях, исследований адаптационных возможностей человека и его стресс-толерантности. Результаты подобных исследований как бы фокусируют социальные, природные, технологич ...