Информация » Психология малой группы » Квалификационные признаки групп: по масштабу, реальности существования, длительности существования и др.

Квалификационные признаки групп: по масштабу, реальности существования, длительности существования и др.

Группы различаются не только по масштабу, но и по другим признакам:

- по реальности существования: реальные и условные (выделенные по учетным данным; например, группа граждан, состоящих в списках на улучшение жилплощади, группа выплачивающих алименты и др. Члены таких групп обычно не находятся вместе, не знакомы, не общаются);

- по способу возникновения: официальные («формальные») и неофициальные («неформальные»). Первым придается официальный статус (предприятия, учреждения и пр.), вторые возникают стихийно и не регистрируются (группа друзей, земляков, собравшихся в дискотеке, на стадионе, игроки в карты, общественные формирования и др.);

- по длительности существования: долговременно существующие, молодые, только что организованные и кратковременно существующие (например, группа граждан, ожидающих на остановке автобус);

- по степени контактности (плотности общения): контактные (тесного и постоянного общения), малоконтактные (редкого общения), практически неконтактные (пример их — условные группы, население большого города как группа);

- по роду занятий: учебные, производственные, управленческие, военные, правоохранительные, спортивные, научные и др.

Организованные, занимающиеся единой деятельностью, с высоким уровнем социально-психологического развития группы, оказывающие продолжительное влияние на развитие и поведение своих членов, именуются коллективами.

Каждую группу можно характеризовать по комплексу оснований. Например, студенческая группа в вузе: реальная, официальная, организованная, молодая, контактная, молодежная, учебная. Каждый классификационный признак определенным образом отражает соответствующие особенности социально-психологических явлений в группе. Психология особенно развита и действенна в контактных, долго существующих группах, коллективах.

Личность и социальный мир.
Дело в том, что, рассматривая отношение человека к внешнему миру как деятельность, в качестве субъекта деятельности мы получаем не отдельного человека, а некоторое организованное множество людей, социум. По мере развития социума последовательно меняется состав и разнообразие видов деятельности: собирательство, охота, земледелие, произво ...

Личность как субъект межиндивидуальных отношений. Межиндивидуальные отношения.
Итак, личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые передаются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности. Межли ...

Заключение.
Подводя итог первой стадии развития ребенка, можно сказать, что с самого начала есть две взаимосвязанные линии человеческого развития: линия развития ориентации в смыслах человеческой деятельности и линия развития ориентации в способах человеческой деятельности. Освоение одной открывает новые возможности для развития другой. Существует ...