Психолого-педагогический эксперимент.
Страница 2

Таким образом, экспериментировать

– это значит изучать влияние независимых переменных на зависимые при константных характеристиках контролируемых переменных и учитываемых спонтанных.

В науке различают два плана проведения экспериментов:

- традиционный, где меняется только одна НП;

- факторный, где меняется одновременно несколько НП.

Гипотеза –

это утверждение предположительного характера, научное суждение, для выдвижения и экспериментальной проверки которого требуются веские основания научного и практического характера.

Выбор конкретной гипотезы во многом обусловлен целью исследования, главное, чтобы гипотеза поддавалась проверке и была сформулирована предельно точно и недвусмысленно. В науке выделяют три разновидности гипотез:

1. о наличии феноменов (явлений);

2. о наличии связи между феноменами;

3. о существовании причинно-следственной связи между феноменам.

Гипотезы последнего вида считаются собственно экспериментальными. В них, как правило, указаны НП.ЗП. характер отношений между ними, а также даны описания других переменных.

Гипотеза будет научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:

1. Формулировка гипотезы должна быть максимально точной и сравнительно простой. В ней не должно содержаться неопределенных, неоднозначно трактуемых терминов и понятий.

2. Гипотеза должна быть принципиально проверяемой, т.е. доказуемой экспериментальным путем.

3. Гипотеза должна объяснять весь круг явлений, на которые распространяются в ней утверждения.

В большинстве экспериментов имеется не одна, а несколько разных, логически соподчиненных гипотез, образующих иерархически построенную структуру. Верхнюю ступень в иерархии обычно занимает общая гипотеза. Она непосредственно вытекает из формулировки проблемы и содержит в себе некоторое утверждение, достоверность которого предстоит доказать в проводимом эксперименте. За общей гипотезой следуют частные, детализирующие, конкретизирующие и раскрывающие её содержание.

Из частных гипотез вытекают рабочие гипотезы, представляющие собой суждения, непосредственно проверяемые в эксперименте.

Например:

Для общей цели – « ускорение процесса умственного развития детей» - может быть предложена следующая общая гипотеза: «В результате проведения эксперимента процесс умственного развития детей будет ускорен».

Частной цели – «Проверка психолого-педагогических средств ускорения процесса развития» - может соответствовать частная гипотеза: «К ускорению процесса развития детей приведут примененные в эксперименте средства психолого-педагогического воздействия на детей».

Теперь представим рабочие гипотезы этого эксперимента:

Рабочая гипотеза 1: «Применение данного типа задач на занятиях данным учебным предметом должно будет ускорить психологическое развитие у учащихся соответствующих научных понятий».

Рабочая гипотеза 2: «Применение приемов проблемного обучения, в частности таких, как…, должно будет способствовать развитию умения учащихся выяснять причинно-следственные связи и отношения».

Обычно в эксперименте участвуют две группы испытуемых: экспериментальная и контрольная. В работу первой из них вводиться независимая переменная (одна или несколько), а в работу другой – не вводится. Если все остальные условия эксперимента одинаковы, а сами группы схожи по своему составу, то можно доказать, что гипотеза является истинной или ложной.

КГ

Т1

_

Т2

ЭГ

Т3

ЭВ

Т4

КГ – контрольная группа

ЭГ – экспериментальная группа

ЭВ – экспериментальное воздействие

Т – тестирование, измерение: Т1 – Т3 до экспериментального воздействия,

а Т2 – Т4, после экспериментального воздействия.

_ отсутствие эксперимента

ТКГ= Т2 – Т1 ; ТЭГ= Т4 – Т3,

Вывод: Если ТЭГ>ТКГ, то гипотеза нашла своё экспериментальное подтверждение, т.е. эксперимент удался.

Схема психолого-педагогического эксперимента.

Д. Кемпбел ввел понятие идеального эксперимента, которому удовлетворяют следующие условия:

1. Изменение экспериментатором только одной независимой переменной, а зависимая переменная строго контролируется.

2. Другие условия экспериментатора остаются неизменными.

3. Эквивалентность (равенство) испытуемых в контрольной и экспериментальной группе.

4. Проведение всех экспериментальных воздействий одновременно.

Идеальных экспериментов практически не бывает.

Страницы: 1 2 

Развитие речи
Речь является одним из важнейших психических процессов младшего школьника, и овладение речью идет на уроках родного языка по линии ее звуко-ритмической, интонационной стороны; по линии овладения грамматическим строем и лексикой, увеличения словаря и осознания собственных речевых процессов. Одной из функций речи, которые выступают на пе ...

Барьеры как факторы, мешающие общению
Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей — рефлексия; она предполагает попытку логически проанализировать некие признаки и сделать определенный вывод о другом человеке и его поступках (обобщение), а затем, опираясь на это обобщение, делать частные выводы о частных конкретных случаях взаимодействия, но часто ...

Температурные ощущения
Температурная (термическая) чувствительность дает нам ощущение тепла и холода. Эта чувствительность имеет большое значение для рефлекторной регуляции температуры тела. Традиционная классическая физиология органов чувств (основы которой заложили М. Бликс и М. Фрей) рассматривает чувствительность к теплу и холоду как два разных и независ ...