Информация » Индивидуально-психологическиеособенности адаптивности женщин к состоянию беременности » Адаптация в русле психосоматического и психофизиологического подходов.

Адаптация в русле психосоматического и психофизиологического подходов.

В классическом труде Т. Парсона «Социальная система» (цит. по [15]) разработано представление о болезни, как специфическом типе социальной девиации, изменяющей отношения с окружающими. Автор рассматривает заболевание или отклонение от привычной нормы как динамичный процесс, характеризующийся развитием и сменой качественно различных этапов, выработкой оптимальных типов поведения на основе принимаемых решений.

Говоря о психофизиологических основах поведенческих моделей, принято ссылаться на классические труды И. П. Павлова и У. Кэннона (Cannon). По Кэннону человек находится в готовности переживания, которая позволяет ему опознавать определенные события как экстремальные. Эта готовность к переживанию превращается в готовность к физическим действиям. При этом для появления сопутствующих телесных реакций не имеет значения, идет ли речь о ложном истолковании. С точки зрения нейрофизиологов каждая экстремальная ситуация ведет к активации гипоталамуса, который запускает защитные механизмы на двигательном, висцеральном и нейрогормональном уровнях.

В связи с результатами У. Кэннона, Г. Селье описал патогенез стресса, расширивший данные Кэннона понятием адаптационного синдрома.

Ф. Александер [3, с. 63] предложил обширную и связную теорию объяснения психосоматических связей. Под психосоматическим подходом он понимал «одновременное и скоординированное использование соматических и психологических методов и представлений».

Нарушения в протекании беременности, успешность родов и послеродового периода в связи с левополушарным доминированием, психофизиологическими особенностями эмоциональной сферы женщины исследуются в работах А. С. Батуева (1992), И. В. Добрякова (1989). Uexkuell (1963) говорит в соответствии с концепцией Кэннона о реакциях в экстремальных ситуациях, о «болезнях готовности». В состоянии готовности происходит переход эмоций, вызванный ситуацией, воспринимаемой как опасное событие, в телесную готовность. В этой реакции тело полагается не на рассудок, а на эмоции и аффекты.

Адаптивная роль динамики эмоциональных состояний в беременности и послеродовом периоде, динамика тревожности и ее связь с функциональными нарушениями и активацией органных функций рассматривается авторами P. Shereshefsky и L. Yarrow [131].

Считается, что гормональный фон создает условия для восприимчивости к ситуации взаимодействия с ребенком, однако конкретная интерпретации своих состояний в беременности и раннем материнстве зависит от личностных особенностей, смысла беременности, социальной и семейной ситуации. Такой вывод делают в своих исследованиях авторы: К. Остин и Р. Шорт (1987). К. Флейк-Хобсон с соавт. (1981).

Для целого ряда заболеваний до сих пор не выявлена точная, научно обоснованная причина, поэтому предположительно их называют «эндогенными», «идиопатическими», в лучшем случае – просто «криптогенными», т. е. заболеваниями с неизвестной причиной. Достаточно часто это звучит так – «этиология неизвестна». Предполагается существенное участие психики в проявлении таких болезней, в основе которых лежат так называемые вегетативные расстройства типа функциональных нарушений сердечного ритма, функциональных расстройств кровообращения и симптомокомплекса «вегетативной дистонии». Очень высока частотность проявления подобных нарушений в процессе беременности, однако исследований, посвященных механизмам «запуска» подобных заболеваний практически нет.

Особенности развития познавательной сферы
Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Наблюдения и экспериментальные исследования дают материалы, позволяющие говорить о том, что одни психические процессы оказываются у него несформированными более резко, другие — остаются относительно сохранными. Этим в опред ...

Особенности внимания детей с интеллектуальной недостаточностью
Изучением внимания детей с интеллектуальной недостаточностью занималось множество отечественных специалистов. Одним из них является Л.С. Выготский. Он критиковал тех ученых, которые пытались вывести умственную отсталость из дефекта какой- либо одной функции или способности. Солье, например, считал, что «…главной причиной умственной отст ...

Психологическая помощь при данном кризисе. Психологическая помощь супругам, оставшимся вдвоем
Для диагностики данного кризиса могут быть использованы следующие методики (Олифирович Н. И, 2006): - выявление уровня сплоченности семьи — методики FAST (тест Геринга), «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер, О. В. Черемисин), FACES-3 (Д. X. Олсон, Дж. Порт-нер, И. Лави, в адаптации М. Перре); - выявление взаимных претензий, обид и ...