Юридическая психология и место в ней
психологической культуры юристаСтраница 2
Психическое состояние, особенности характера и личности потерпевшего, правонарушителя, свидетеля и др. протекают по общепсихологическим и психофизическим законам. Юридическая психология призвана увидеть эти состояния, исследовать их правовое значение в процессе рассмотрения юридического дела с целью снижения возможности нарушения правовых норм путем психологического исправления этих состояний.
Задачей юридической (правовой) психологии является научное соединение юридических и психологических знаний, постижение психолого-юридической сущности фундаментальных категорий права, раскрытие психических состояний различных субъектов правоотношения в конкретных ситуациях правоприменительной и правоохранительной деятельности, содействие пониманию юристами сущности поведения человека.
Психологическая культура юриста занимает центральное место в юридической (правовой) психологии и входит в систему знаний юридической деонтологии. Профессиональная компетентность юриста в значительной степени определяется его личностным потенциалом, т.е. системой психологических факторов, которые можно объединить общим понятием психологической культуры. Судья и следователь, прокурор и адвокат, администратор и воспитатель исправительных колоний, нотариус и юрисконсульт, инспектор уголовного розыска и криминалист-эксперт должны быть вооружены психологическими знаниями, позволяющими правильно ориентироваться в сложных и запутанных правовых отношениях и конфликтах, в которых им приходится разбираться. К раскрытию и расследованию преступлений имеет самое непосредственное отношение психологическая наука, изучающая такие процессы как ощущение и восприятие, запоминание и мышление, чувства и воля, свойства личности с индивидуальными особенностями, темперамент, характер и т.п.
Не секрет, что в условиях роста преступности в таких его опасных формах, как организованная преступность, заказные убийства, убийства на сексуальной почве и др., юристу иногда сложно выполнить современные требования гуманизации процесса расследования и судебного рассмотрения уголовных дел. С одной стороны, он обязан повысить эффективность своей деятельности, с другой - усилить охрану и защиту прав и интересов граждан в процессе привлечения их к уголовной ответственности.
Овладение психологической культурой (системой психологических факторов-направлений) облегчает юристу решение этой задачи и выполнение главных требований, которые предъявляются к его профессиональной деятельности:
обеспечить защиту интересов отдельных лиц и организаций от преступных посягательств;
соблюсти права и законные интересы граждан и коллективов, а также этические нормы.
Напр., юридическая психология работника правоохранительной системы может быть представлена в таких направлениях:
профессиографическое - определяет психологическую структуру личности и деятельности прокурора, следователя, судьи и других работников правоохранительных органов, и на их основе разрабатывает рекомендации в области профессионального отбора и ориентации, профессионального обучения и воспитания, расстановки кадров, психодиагностики, психокоррекции (психоисправления) и предупреждения профессиональной деформации. Основная задача этого направления - определить рациональные соотношения между структурой личности и требованиями, которые предъявляются к этой личности правоохранительной деятельностью;
следственно-психологическое - представляет собой систему психологических рекомендаций и методов, направленных на более эффективное раскрытие преступлений - всесторонне и полное. Исследуются психологические закономерности раскрытия и расследования отдельных видов преступлений (убийства, сложные однократные хищения, изнасилования и др.), а также психология отдельных следственных действий: допроса, осмотра места происшествия, обыска, опознания и многих других. На основе выявленных закономерностей разрабатываются психологические рекомендации, направленные на быстрейшее раскрытие сложных преступлений, их высококачественное расследование, а также повышение эффективности, культуры и гуманизации таких следственных действий, как допрос, осмотр места происшествия и др.;
Содержание характера
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего- ...
Учебная мотивация
В процессе формирования у младших школьников потребности в усвоении теоретических знаний (т.е. потребности в учебной деятельности) она конкретизируется в многообразии мотивов, требующих от детей выполнения учебных действий. Мотивы учебных действий побуждают школьников, прежде всего к овладению способами построения теоретических знаний. ...
Проблема агрессивности
Агрессивность – один из мощных фактов, негативно влияющих на адаптацию, может создать и внутри личностные трения, и проблемы с успеваемостью. Агрессивность обычно понимается, как стремление причинить ущерб другому человеку, проявления ее могут быть физическими, так и вербальными, как прямыми, так и косвенными.
Существует понятие вражде ...