Информация » Концептуальная система личности » Генезис и реконструкция концептуальной системы

Генезис и реконструкция концептуальной системы

КСЛ, несомненно, не может являтся прирожденной данностю, а организовывается и развивается паралельно с развитием личности, в результете активного взаимодействия с окружающей средой в предметной деятельности, в общении. Еще византийский богослов 4 в. Василий Великий заметил, что некая реальность способна генерировать иную реальность, закономерности существования которой не сводимы к аналогичным характеристикам порождающей реальности. (Маслова, 2007; стр. 172). В этом отношении КСЛ именно та реальность, которая «порождается» объективной действительностю, и особенности которого (КСЛ) проявляются уже в детском возрасте – определяя сущность и направленность восприятия социальной действительности и познания вообще (Бегоян, 2008; 2009b; 2009c).

В течении всей жизни человек камень за камнем строит образ мира, свою концептуальную систему, он как бы в процессе социализации, адаптации постепенно интернализирует то что «вне его». Посредством восприятия, перцептивных, точнее познавательных процессов человек постепенно интернализирует объективно существующий мир, и делает это по своему, преломляя это через свою собственную личность. Именно в процессе взаимодействия с миром, в процессе активной адаптации, социализации человек конструирует свой образ мира, свою концептуальную систему, которая и есть сам мир для него самого – «существуют не созерцание и его предмет как идеальное отношение, а реальное взаимодействие человека с внешним материальным миром» (Рубинштейн, 1957; с. 354).

Как было отмечено чуть выше, процесс генезиса, конструкции и реконструкции КСЛ происходят паралелльно развитию личности, в процессе адаптации. L. Wittgenstein (1889–1951) – австрийско-британский философ, профессор Кембриджского университета, aвтор термина «картина мира», утверждал, что: «решение встающей перед тобой жизненной проблемы – в образе жизни, приводящем к тому, что проблематичное исчезает. Проблематичность жизни означает, что твоя жизнь не соответствует форме жизни. В таком случае ты должен изменить свою жизнь и приспособить ее к этой форме, тем самым исчезнет и проблематичное» (Грицанов, 2002). Т.е. гармоничное и адекватное развитие личности предполагает и сплетено с динамическим процессом конструирования и постоянного корректирования «модели мира», концепции бытия. Однако для личности его образ мира, его концептуальная система и есть объективный мир, объективная реальность. По этому поводу С.Л. Рубинштейн отмечает: « «Я» и для самого себя, и объективно выступает первично не как абстрактный субъект познания, а как конкретная реальность человека» (Рубинштейн, 1957; стр. 267).

Квалификационные признаки групп: по масштабу, реальности существования, длительности существования и др.
Группы различаются не только по масштабу, но и по другим признакам: - по реальности существования: реальные и условные (выделенные по учетным данным; например, группа граждан, состоящих в списках на улучшение жилплощади, группа выплачивающих алименты и др. Члены таких групп обычно не находятся вместе, не знакомы, не общаются); - по сп ...

Истерическая личность и сценическая личность у женщин
Как истерическое, так и сценическое расстройства личности имеют разные характеры у мужчин и женщин. Рассмотрим особенности этих расстройств, а также общие для каждого из двух полов. Главная характеристика истерической личности женщин — эмоциональная лабильность. Они легко вступают в отношения с окружающими и способны на теплые и поддер ...

Эмоции и стресс
Слишком сильные раздражители (объекты или определенные события) называются стрессоры. В ответ на сверхтрудную обстановку организм реагирует комплексом защитных реакций. Стрессовые состояния возникают во всех случаях угрозы для жизни субъекта. Застойные, длительные стрессовые состояния могут быть вызваны долгим пребыванием в жизненно оп ...