Информация » Концептуальная система личности » От «образа мира» к «концептуальной системе личности»

От «образа мира» к «концептуальной системе личности»

Многозначное понятие «образа мира» встречается в ряде трудов западных психологов, среди которых следует отметить выдаюшегося психиатра, основателя аналитической психологии C.G. Jung. Образ мира, в его концепции, предстает динамическим образованием, который может все время меняться так же, как и мнение человека о себе. Каждое открытие, каждая новая мысль, информация придают образу мира личности все новые очертания (Богпомочева,

2006; с. 5).

Термин «образ мира» в отечественной (советской) психологии появился благодаря А.Н. Леонтьеву, который отмечал, что сама проблема восприятия в психологической науке должна ставиться как «проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности. Что, иначе говоря, психология образа (восприятия) есть конкретно-научное знание о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира – мира, в котором они живут, действуют, который они сами переделывают и частично создают; это – знание также о том, как функционирует образ мира, опосредствуя их деятельность в объективно реальном мире.» (Леонтьев, 1983; с. 254). В работах Е.Ю. Артемьевой образ мира представляется как «интегратор» следов взаимодействия человека с объективной действительностью (Богпомочева,

2006; с. 6). С позиций современной психологии образ мира определяется как целостная многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности, система «которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие» (Богпомочева,

2006; с. 6). В отношении сущности образа мира, О.А. Богпомочева отмечает: «образ мира генерируется всеми познавательными процессами, являясь в этом смысле их интегральной характеристикой» (Богпомочева,

2006; с. 6). При этом образ мира – «не склад инструментов, приемов и программ», а живое начало, которое постоянно апробируется в деятельности, чтобы получить подтверждение своей адекватности миру (курсив мой – Б.А.). По утверждению С.Д. Смирнова, образ мира личности является универсальной формой организации его знаний, определяющей возможности познания и управления поведением (Богпомочева,

2006; с. 6). По мнению Г.А. Берулавы, образ мира воплащается для человека в устойчивости его поведения, которое проявляется в конкретных действиях, оценках, поступках (Богпомочева,

2006; с. 7).

Обобщая результаты высшеперечисленных исследований многоуважаемых коллег и собственных теоретико-практических, клинических исследований мы находим, что для данной, обсуждаемой научно-объективной действительности (образа мира), наиболее подходящей, на наш взгляд, является обозначение «концептуальная система личности» (Person Conceptual System). А выбор данного терминологического обозначения объясняется тем, что понятие «концептуальная система личности» наиболее точно и комплексно отражает наше видение проблемы и сущность развиваемой нами концепции. И далее в данной работе я попытаюсь в общих чертах расскрыть основные стороны концепции концептаульной системы личности, которая является основной теоретической основой Концептуальной психотерапии.

Характеристики поведения в зависимости от акцентуации характера.
Гипертимный тип. 1. Особенности общения и поведения. Главная их черта – почти всегда очень хорошее настроение, веселы, разговорчивы, очень энергичны, жажда деятельности, предприимчивость, самостоятельны, стремятся к лидерству, они всегда устремляются туда, где «кипит жизнь». Реакция увлечения отличается богатством и разнообразием проя ...

Роль невербального общения
Слова хорошо подходят для передачи логической информации. В то же время чувства лучше передаются не вербально (см. схему 2). Согласно оценка мученых 93% информации, передающейся при эмоциональном общении, проходит по невербальным каналам коммуникации. Невербальное общение трудно контролируется даже профессиональными артистами. Им для э ...

Современная социально-психологическая проблематика феномена доверия
Даже краткое, конспективное знакомство с проблематикой доверия как внутреннего, субъективного феномена позволяет отметить, что для западной психологии данное психическое явление - предмет давнего и неослабевающего интереса. Вместе с тем говорить о существовании единой универсальной концепции доверия к себе пока не приходится - каждый ав ...