Все представления, содержащиеся в памяти, суще­ствуют обычно не сами по себе, а группируются в определенные совокупности — ассоциации. Ассоциация — это связь, сочетание определенных представлений между собой. Ассоциация между представлениями или любыми другими психическими содержани­ями образуется всегда, когда они возникают в сознании одновре­менно или непосредственно друг за другом. Повторное появление какого-либо из элементов этой связи приводит к возникновению (вспоминанию) всех других элементов ассоциативной группы.

С физиологической точки зрения ассоциация представляет со­бой временную нервную связь. Возможность сохранения и после­дующего оживления временных связей составляет необходимую физиологическую основу психической деятельности в целом, в том числе и памяти.

В XVII веке принцип ассоциации был распространен на всю область психического и ассоциативная психология

стала одним из главных направлений мировой психологической мысли. Психика, отождествляемая с интроспективно понимаемым сознанием, состоит здесь из элементар­ных ощущений, которые посредством ассоциации образуют все вторич­ные более сложные элементы сознания — представления, мысли, чув­ства. Г. Гельмгольц использовал ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин—при объяснении эмоций, а И.М. Сеченов— в учении о рефлексах. Позднее была показана ограниченность механис­тических трактовок ассоцианизма, но детерминистические элементы ас­социации были использованы в трансформированном виде в учении И.П. Павлова об условных рефлексах, а также в бихевиоризме. Изуче­ние ассоциаций для выявления особенностей различных психических процессов используется и в современной психологии.

Со времен Аристотеля различают три типа основных, простых (механических) ассоциаций, соответствующие трем типам внешних условий действительности, необходимых для "одновременности" возникновения в сознании впечатлений об объектах:

а) ассоциации по смежности — в основе образования лежит пространственно-временная смежность наблюдаемых предметов и явлений;

б) ассоциации по сходству — в их основе лежит подобие, сход­ство наблюдаемых различных предметов и явлений;

г) ассоциации по контрасту — в их основе различия, контраст­ная противоположность наблюдаемых предметов и явлений.

Перечисленные выше три принципа "сцепления" представлений первоначально распространялись и на причинно-следственные связи, т.к. "причина" и "следствие" всегда связаны определенным времен­ным отношением (смежность). Однако позднее ассоциации причинно-следственных отношений стали рассматриваться отдельно от про­стых, механических ассоциаций. Их образование у человека происходит не на основе смежности причины и следствия во времени, а через иные регуляторы—размышление и логику. Эти ассоциации являются основой знаний и образуются при условии обязательного понимания человеком сущности входящих в ассоциацию представлений.

Заключение.
Формирование духовно-нравственных основ личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно-развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются ...

Закономерности проявления и развития психики человека
Во втором, наиболее распространенном значении, слово "психология" относят и к самой психической, "душевной" жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии – конкретного индивида. Психология проявляется к ...

Анализ жанров литературы с точки зрения их возможности использования в библиотерапии
Восприятия, чувства, интересы, возможности здорового и больного человека различны. Практика показывает, что для терапевтической литературы особенно важны: взаимосвязь произведения с актуальным состоянием и проблемами больного, наличие специфических знаний, факторов, позволяющих находить суть, причину явлений, быть независимым от авторит ...