Истерический невроз
Страница 1

Истерический невроз значительно чаще встречается в молодом возрасте, причём чаще у женщин, чем у мужчин, и легче возникает у психопатических личностей истероидного круга. Многообразие и изменчивость истерических расстройств в определённой степени объясняются характерными для этих больных основными истерическими чертами – большой внушаемостью и самовнушаемостью.

В клинической картине истерического невроза наблюдаются двигательные, сенсорные и вегетативные нарушения.

Двигательные нарушения проявляются в виде истерических припадков, гиперкинезов, параличей и парезов. С давних времён одним из классических проявлений истерии считается истерический припадок. Последний чаще всего возникает после ссоры, неприятного известия, волнения и т.п., как правило, в присутствии «зрителей» и крайне редко, когда больной бывает один. При истерическом припадке сознание утрачивается не полностью. В отличие от эпилептического при истерическом припадке общего тонического сокращения мышц не наступает, поэтому падение происходит в виде обессиленного постепенного опускания на пол. Затем возникают судороги клонического характера. Во время припадка больной выгибается, опираясь на затылок и пятки (истерическая дуга), стучит ногами, однообразно кричит, выкрикивает отдельные фразы, рвёт на себе волосы. Истерический припадок отличается также хаотичностью, театральностью и размашистостью, «требует» много места. Реакции зрачков на свет, на болевые и обонятельные раздражители сохраняются. Так, если больного облить холодной водой или дать ему понюхать нашатырный спирт, то можно оборвать приступ.

В настоящее время в связи с патоморфозом истерических расстройств развёрнутые истерические припадки встречаются редко. В современных проявлениях они напоминают гипертонический криз, стенокардию, диэнцефальные расстройства, возникающие в связи с психотравмирующей ситуацией.

Примером функциональных гиперкинезов могут служить тики, грубый и ритмичный тремор головы, хореиформные движения и подёргивания, дрожание всего тела, усиливающиеся при фиксации внимания, ослабевающие при спокойной обстановке и исчезающие во сне.

Истерические парезы и параличи в одних случаях напоминают центральные спастические, в других – периферические вялые параличи. Здесь, не смотря на кажущийся полный паралич конечностей, в них возможны непроизвольные автоматические движения. Нередко возникают расстройства походки, известные под названием «астазия-абазия». При этом больные не в состоянии стоять и ходить, в то же время в лежачем положении они могут производить ногами любые движения. В основе истерической афонии – потери голоса – лежит паралич голосовых связок. В отличие от органических при истерических параличах сухожильные рефлексы сохраняются, не изменяется и мышечный тонус.

К сенсорным нарушениям относят психогенно обусловленные нарушения, симулирующие расстройства со стороны того или иного органа чувств: истерическая слепота, глухота, потеря обоняния, вкуса.

Часто встречающиеся расстройства чувствительности в виде анестезии, гипо- и гиперестезии обычно не соответствуют законам иннервации и локализуются по типу «перчаток», «чулок», «куртки» и т.д. Иногда нарушения кожной чувствительности, отличаясь причудливым расположением и конфигурацией, локализуются в области конечностей.

Истерические боли (алгии) могут локализоваться в любой части тела: головные боли в виде обруча, стягивающие лоб и виски, вбитого гвоздя, боли в суставах, конечностях, в области живота и т.д. В литературе имеются многочисленные указания на то, что подобные боли могу стать причиной не только ошибочных диагнозов, но и оперативных вмешательств.

Страницы: 1 2

Исследование оценки своей компетентности
Данная методика была разработана С. Хартер (1981) и предназначена для изучения дифференцированной самооценки у детей младшего школьного возраста. Для отечественной выборки методика адаптирована Н.С. Чернышевой (1997). Шкала С. Хартер позволяет выявить оценку детьми собственной умелости ("компетентности") в наиболее значимых с ...

Понятие «базисный конфликт» по К. Хорни
К.Хорни в работе «Наши внутриличностные конфликты» писала: «Чем больше мы узнаем человека, тем более мы способны познавать конфликтующие элементы, которые объясняют симптомы, противоречия и внешние конфликты, и, следует добавить, тем более запутанной становится картина из-за числа и разнообразия противоречий. Это подводит нас к вопросу: ...

Требования к личности психолога в системе образования
С приходом психолога в систему образования связанные определенные социальные ожидания. Формализм, за организованность, внешние стимулирования деятельности и поведения детей – лишь некоторые гримасы «бездетной» педагогики и функциональные психологии, сделавшие лицо школы малопривлекательным для ее обитателей. Психология и психолог пришли ...