Информация » Коррекция настроения и эмоционального состояния с помощью книг » Анализ жанров литературы с точки зрения их возможности использования в библиотерапии

Анализ жанров литературы с точки зрения их возможности использования в библиотерапии
Страница 2

Юмористическая и сатирическая литература особенно успешно учит пациентов более широкому, объективному взгляду на себя и других людей, а также своеобразной психологической защите. Суть юмора- обнаружение смешных сторон в любых явлениях, даже неприятных и преображение их. Юмор позволяет пациентам более свободно выражать себя в трудных ситуациях самого разнообразного характера.

Афористическая литература содержит в себе наиболее ясные образы , отточенные идеи, нередко парадоксальные, но всегда совершенно законченные и категоричные. Такая литература легко усваивается и применяется больными даже с заметными психическими нарушениями, помогает вносить порядок в психическую деятельность, динамику. Пациент привыкает спокойнее относиться к крайностям, противоречиям, различным жизненным катаклизмам.

Фольклор или сказка знакомит людей с мировоззрением народа. Из поколения в поколения передавались те произведения, которые нравились большинству и которые удовлетворяли основным психическим потребностям людей. Утверждением добра, правды и справедливости фольклор может стимулировать неспецифические психотерапевтические процессы. Эту литературу используют для детей, для осознания ими основных трудностей , проблем, для улучшения контакта с родителями и др.

Научно-фантастическая литература отличается выходом за границы привычного, характерные для болезни, что страшит, и в то же время является необходимой для многих пациентов. Доводя до крайности некоторые свойства человека, ситуации, отношения фантастическая литература позволяет лучше понять крайности своих ощущений, чувств, влечений; стимулирует продуктивную активность пациента.

Детектив, приключенческая литература занимает значительное место в библиотерапии. Она популярна, доходчива. В детективе высвечиваются многие жизненные явления, обычно остающиеся в тени. Больной- та же жертва. Для него также конденсируются многие явления. Для библиотерапии характерны особенности: большое внимание негативным чувствам, тренировка интуиции, таинственность, как способ познания действительности или даже обязанность читателя подозревать всех, разоблачение романтического понимания жизни, морали, порядочности. Демонстрация того, что за красивым фасадом нередко скрывается грязь и корысть. Она побуждает читателя к смелости, риску, находчивости. Как детективную можно использовать и мемуарную литературу о разведке, войне и т.д. Эффективна при диагностике неврозов, навязчивых состояний, психопатиях и некоторых психозах.

Драматургия на некоторых пациентов сильно влияет благодаря большой концентрированности действия и наглядности. При чтении пьесы пациенту легче отождествиться с героем, чем при чтении романа. Пьеса лучше учит диалогу и правилам общения. Пьеса может выполнять роль лечебного театра где пациент свободен в творчестве. Драматургию можно применить для самостоятельной поведенческой терапии, функциональных тренировок в семье.

Педагогическая литература может применяться наряду со специальной научной литературой- в аспектах тренировок, коррекции, формировании и развитии различных качеств, умения преодоления конкретных трудностей.

Юридическая литература даёт возможность разобраться в причинах многих видов неправильного поведения, как его собственного, так и окружающего; оценить степень вредности девиантного поведения. Наиболее эффективно применяется в поведенческой терапии, лечении невротических развитий.

Страницы: 1 2 3

Теоретическая часть. Проблема психической нормы и патологии
Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь . Типичными признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособля ...

Уровни адаптации детей к школе
I. Высокий уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, предъявляемым требованиям, воспринимает адекватно учебный материал и легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи, прилежен, внимателен, проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, общественные поручения вы ...

Самовоспитание
Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться ...