Информация » Коррекция речи детей » Речедвигательный анализатор

Речедвигательный анализатор
Страница 1

Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. Голосовой аппарат включает четыре основные части:

1. гортань – генератор звука;

2. надставную, резонаторную часть – глотка, полость носа, околоносовые пазухи;

3. энергетический аппарат – трахея, бронхи, лёгкие и дыхательная мышца (диафрагма);

4. артикулярный аппарат – ротовая полость, зубы, губы, твёрдое и мягкое нёбо.

Голосовой аппарат – сложная система, все функции которой взаимосвязаны между собой и регулируются корой головного мозга.

Звук голоса – колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками. Образованный в гортани голос слаб и бескрасочен, своё окончательное тембровое звучание, громкость, интенсивность он приобретает в резонирующих полостях глотки, рта и отчасти носа. В ротоглоточном резонаторе голос не только усиливается, но и дифференцируется на отдельные звуки, что происходит благодаря непрерывному изменению положения, размера, формы и объёма ротоглоточной полости. При этом образуются затворы, замыкающие или суживающие резонансную полость. Поэтому каждый звук является результатом сложной мускульной работы целого комплекса органов, участвующих в произношении. Кроме того, на звучание голоса оказывает влияние работа мимических мышц, раздражения кожи лица, слизистая оболочка ротоглоточного резонатора.

Помимо строения и функции голосовых складок, громадную роль в голосообразовании играет надставная трубка голосового аппарата с резонаторами и дыхательная система. Дыхательная (энергетическая) система сообщает энергию для колебаний голосовых складок, увеличивает амплитуду их колебаний, обеспечивая силу голоса. Механизм голосообразования чрезвычайно сложен, поэтому до настоящего времени полностью не изучен.

Существует несколько теорий голосообразования, одна из которых – миоэластическая теория фонации, согласно которой голосовые складки колеблются в результате между сомкнутыми краями тока воздуха, создаваемого энергетическим аппаратом. При этом голосовые складки колеблются пассивно, и частота их колебаний зависит от упругих, эластических свойств тканей голосовых складок.

Согласно миоэластической теории, основными факторами голосообразования являются давление воздуха в трахее и тонус внутренних мышц гортани. В момент голосообразования между сомкнутыми голосовыми складками, напряжением их мышц и подскладочным давлением устанавливается тесное взаимодействие, выражающееся в том, что давление столба воздуха в трахее тем сильное, чем большее сопротивление оказывают складки.

Сложная система дыхательных мышц рефлекторно поддерживает внутритрахеальное и бронхиальное давление на определённом уровне, необходимом для произнесения того или иного звука в связи с различными условиями голосообразования. Голосовые складки во время фонации не находятся в полной зависимости от величины воздушного давления, а наоборот, своей активной деятельностью регулируют тонус мышц органов дыхания при постоянном контроле со стороны центральной нервной системы. Как только возникает необходимость в изменении величины подскладочного давления, кора головного мозга «принимает срочные меры», изменяя тонус внутренних мышц гортани и голосовых складок, повышая или понижая частоту колебаний последних. Этот процесс регулируется сложным рефлекторным путём по принципу обратной связи при участии слухового анализатора.

Страницы: 1 2

Мимические проявления эмоций
Универсальный способ проявления эмоций среди людей вне зависимости от расовой и социальной принадлежности. Центр распознавания эмоций располагается в правом полушарии головного мозга и имеет отличную от центра распознавания лиц локализацию. ...

Заключение.
Проведенный нами анализ научной литературы показал вариативность наполнения понятия «профессионализм» различными смыслами и значениями. Это не только затрудняет разработку единых подходов к его толкованию, но и препятствует концептуальному обоснованию процессов его развития. Под профессионализмом понимаем (и это одно из определений) со ...

Развитие ответственности
Ответственность и дисциплина в школе идут бок о бок и становятся двумя важнейшими факторами, от которых зависит успешная адаптация. Ответственность гораздо важнее, чем дисциплина, поскольку она определяет не только адаптацию ребенка в первом классе, но и дальнейшую адаптацию человека в жизни. Начиная заниматься с ребенком, развивая у не ...