Информация » Пенитенциарная психология и ее роль в современной реформе » Психологические проблемы изучения личности осужденных и динамики их психических состояний в процессе отбывания наказания

Психологические проблемы изучения личности осужденных и динамики их психических состояний в процессе отбывания наказания
Страница 1

Лишение свободы и помещение в исправительное учреждение (ИУ) – это всегда крах жизненных планов человека и резкая смена его образа жизни. Возникающие в связи с этим негативные психические состояния и поведенческие проявления, которые в литературе часто называют “тюремным синдромом”, протекают на фоне необходимости адаптации осужденных к условиям конкретного пенитенциарного учреждения. Обследования осужденных свидетельствуют, что наиболее острые негативные психические состояния осужденные испытывают в фазе первоначальной адаптации к условиям отбывания наказания (первые 3-5 месяцев). Так, для впервые лишившихся свободы типичны состояния фрустрации, депрессии, тоски. Внешне это может проявляться в апатии, отрешенности или в повышенной раздражительности по мелочам, агрессивности в отношении к окружающим (в том числе к сотрудникам учреждения) или к самому себе. Подобные проявления обусловлены как ломкой сложившихся стереотипов, так и затруднениями в общей ориентировке и утверждении в среде осужденных. При этом в зависимости от уровня криминализации личности, источников информации и субъектов “адаптационной поддержки” осужденные могут избрать различные тактики вхождения в коллектив ИУ:

1) тактику поддержки актива и администрации;

2) тактику борьбы за лидерство и самоутверждение на негативной основе;

3) тактику выжидания;

4) тактику четкого нейтралитета;

5) тактику поиска покровителей;

6) тактику полной неадаптированности и самоагрессии. [3]

Учитывая возможность проявления осужденными указанных тактик, сотрудники исправительных учреждений и должны строить индивидуальную работу с ними. При этом внимательное отслеживание направленности внешней активности и характера переживаний осужденных, может позволить, во-первых, профилактировать возможные межличностные или личностно-групповые конфликты, во-вторых, предотвратить суицидальные попытки, в-третьих, оказывать поддержку в приспособлении к конкретным условиям, средствам исправления и ситуациям отбывания наказания.

Примерно через 5-6 месяцев пребывания в исправительном учреждении (причем, в зависимости от меры преодоления внутриличностных конфликтов и освоения требований внешней среды) для осужденных типичным является выход на вторую фазу адаптации - “нивелировки”. Ее особенностью является то, что личностные реакции многих осужденных на факт социальной изоляции и воздействия внешней среды нивелируются и они все больше в типовых ситуациях как бы становятся похожими по внешним проявлениям (походка, позы, жесты, жаргон в речи, обращение к персоналу и т.д.) на других осужденных. Это свидетельствует о том, что происходит усвоение стереотипов “зоновского ролевого поведения”. Но наряду с этой тенденцией наблюдаются попытки проявления интереса и индивидуальных особенностей на производстве, во время досуга, в построении отношений с “близкими по линии судьбы” осужденными (“земляками”, “сверстниками” и т.п.).

Третья фаза - “завершение адаптации”, наступающая обычно к концу первого года отбывания наказания, характеризуется тем, что осужденные начинают ставить перед собой конкретные цели и стремятся их реализовывать в условиях учреждения, а также жить не только прошлым и настоящим, но и надеждой на будущее. На данной фазе главная задача сотрудников ИУ состоит в том, чтобы в жизненных планах осужденного нашло отражение не только стремление любыми путями отбыть наказание, но и выработалось желание позитивно изменить себя, преодолеть асоциальные стереотипы (преступный образ мыслей, негативизм к людям и социальным институтам, аморальные привычки и пр.). Кроме индивидуальной воспитательной работы с осужденными сотрудники исправительных учреждений (воспитатели, начальники отрядов и др.) должны воздействовать на него и через позитивные социально-психологические явления (ритуалы, традиции, обычаи и т.д.), имеющие место в первичных общностях и коллективе учреждения.

Страницы: 1 2 3

Содержание, формы и средства работы психолога в учреждениях образования
Психолог, работая в любом детском учебно-воспитательном учреждении, решает основные задачи практической психологии образования. Определив главным объектом своего внимания ребенка, психолог осуществляет общий контроль за ходом их психического развития на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса. Предме ...

Методики определения эмоциональной сферы личности. Управление эмоциями.
Эмоции, какими бы разными они ни казались, неотделимы от личности. То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность. С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: е ...

Психологический портрет клиента, определяемый по параметрам бровей
Редкие, бледные, короткие брови. Нерешительный и неумный; мямля и зануда; тихоня, вызывающий усмешки других людей; Густые, щетинистые брови. Упрямый, строптивый; Брови, расположенные высоко над глазами. Хочет многого добиться, не отступает перед препятствиями; Тонкие и дугообразные брови. Легко поддается чужому влиянию, привязчив, по ...