Информация » Семья как источник психической травмы у ребенка » Семья как фактор психологической травмы

Семья как фактор психологической травмы
Страница 2

3. Семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение;

4. Состояние вины. Чувство вины по отношению к другим членам семьи, к семье в целом также может достигать значительной интенсивности в силу различных взаимоотношений в семье, которые в сочетании с характерологическими особенностями человека могут стать психотравмирующим фактором. Индивид в этом случае чувствует себя (более или менее осознанно) помехой для окружающих, виновником (действительным или мнимым) всех неудач, которые возникают в семье, склонен воспринимать отношение других членов семьи как обвиняющее, укоряющее, несмотря на то, что в действительности оно таким и не является.

Семейно-обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение. Чрезмерное нервно-психическое напряжение является одним из основных психотравмирующих переживаний. Большое значение в раскрытии природы этого состояния имеют работы И.П. Павлова. Основываясь на учении о высшей нервной деятельности, он выделил следующие источники перенапряжения:

– перенапряжение тормозного процесса,

– подвижности нервных процессов,

– столкновение противоположных процессов,

– сшибка.

Семья участвует в формировании непосильного нервно-психического напряжения ее члена несколькими способами:

1. Создавая для человека ситуации постоянного психологического давления, трудного или даже безвыходного положения.

2. Создавая препятствия для проявления членами семьи определенных, чрезвычайно важных для них, чувств, удовлетворения важных потребностей. Это, во-первых, могут быть чувства, несовместимые с ролевыми представлениями члена семьи. Во-вторых, чем неблагополучнее взаимоотношения в семье, тем значительнее усилия, которые приходится прилагать, чтобы сдержать чувства фрустрации, раздражения, агрессии. В-третьих, это чувства, потребности, которые семья должна удовлетворять (индивид связывает удовлетворение таких потребностей именно с семьей), однако она в силу тех или иных обстоятельств этого не делает.

3. Создавая или поддерживая внутренний конфликт у человека. Семья может участвовать в создании конфликта потребностей у человека прежде всего постановкой его перед противоречивыми требованиями и возложением на него ответственности за их разрешение.

Таким образом, семейно-обусловленные психотравмирующие переживания выступают в качестве фактора, при посредстве которого нарушение в жизнедеятельности семьи превращается в нервно-психическое или соматическое расстройство человека.

Семья как фактор, определяющий реакцию человека на психическую травму. До сих пор речь шла о случаях, когда семья оказывалась непосредственным источником травматизирующих переживаний. Именно на выявление такой связи направлены многочисленные исследования, изучающие взаимосвязь между неудовлетворенностью семьей, напряженностью в ней, наличием конфликтов, с одной стороны, и различными нервно-психическими расстройствами – с другой.

Между тем это лишь небольшая часть из всех путей, какими семья может участвовать в психической травматизации. Во-первых, семья – не единственный источник последней. Патогенные ситуации могут складываться и вне семьи. Однако это не значит, что семья в этом случае оказывается в стороне. Напротив, она может активно участвовать в процессе травматизации, определяя чувствительность человека к травме, его способность противостоять ей и выбор индивидом способа «переработки» ее. Все эти моменты, во-вторых, могут иметь место и тогда, когда семья является основным источником травматизирующего переживания. В этом случае она и вызывает это переживание, и, в силу других своих особенностей, определяет чувствительность к травме и упомянутые особенности реагирования человека на нее.

Существует целый ряд путей, которыми семья может оказывать влияние на процесс травматизации. Рассмотрим некоторые из таких путей:

1. Семья как фактор сенсибилизации ее члена к психической травме. Одна и та же патогенная ситуация может оказывать различное травматизирующее воздействие в зависимости от «почвы», т.е. личностных особенностей человека, определяющих его чувствительность к травме. Существует обратно пропорциональная зависимость между ранимостью нервной системы и массивностью психической травмы, необходимой для развития болезни. Чем ранимее нервная система, тем менее интенсивная травма приводит к нарушению ее деятельности. Это положение было распространено на взаимосвязь реакции и почвы в целом, выдвинута концепция континуума реакции – почвы, в соответствии с которой указанная связь между травматизирующим воздействием и почвой характерна для любого патологического процесса.

Страницы: 1 2 3

Самовоспитание
Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться ...

Причины
Причин довольно много. Основные из них: · Боязнь наказания (страх осуждения со стороны родных или общества у разоблаченных преступников) · Неурядицы в личной жизни: o несправедливость по отношению к себе; o тотальный неуспех в романтических отношениях; o несчастная любовь; o желание начать жизнь заново (для верящих в реинкарнацию) ...

Общая характеристика структурных элементов склада психики личности
Основными структурными элементами склада психики личности являются интеллект (разум), чувства (эмоции), воля. Интеллект (разум) - система умственных способностей индивида, его возможности в познании и решении жизненных проблем. Интеллект и личность - взаимозависимы. От уровня притязаний личности, ее установок, потребностей, идеалов, в ...