Введение
Тема данной работы семья как источник психической травмы у ребенка. Данную проблему в свое время изучали многие отечественные и западные психологи, педагоги и социологи, такие как Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, Н.И. Лисина, А. Маслоу, К. Флейк-Хопсон, К. Хорни, З. Фрейд и др.
С самого рождения человек попадает в общество. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Поэтому актуальность выбранной
темы не вызывает сомнения.
Тема взаимосвязи психологической атмосферы в семье и психического развития ребенка, рассмотренная в данной курсовой работе, по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в областях психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. С каждым годом возрастает количество детей, у которых проявляются какие-либо признаки психического нездоровья.
Целью
работы является изучение детских психологических травм и их взаимосвязь с воспитанием ребенка в семье.
Объектом
изучения выступает семья и ее роль в психическом развитии ребенка.
Предметом
же данной работы, исходя из цели, становится семья как источник психической травмы у ребенка.
На основе изученной литературы по данной проблеме была выдвинута гипотеза, что психологический климат семьи влияет на психическое развитие ребенка.
Для подтверждения или опровержения гипотезы были поставлены следующие задачи
:
1. Проанализировать теоретические источники по выбранной проблеме.
2. Выбрать методы и методики исследования.
3. Провести эмпирическое исследование.
4. Составить рекомендации по выявленным проблемам.
5. Представить выводы по итогам проведенной работы.
Методологической основой данной работы
стали разработки в области семейной психологии и психологии развития таких авторов как А.Д. Андреева, М.И. Лисина, Г. Крайк, которые изучали критерии психического здоровья и нездоровья детей.
Исследование было реализовано с помощью следующих методов: метод организации – сравнительный, эмпирический метод – психодиагностический метод – тестирование. Обработка данных происходила на основе количественного анализа собранных ранее данных с помощью методов описательной статистики.
Для исследования использовался рад методик, таких как – висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии (WIPPF) Н. Пезешкиана, X. Дайденбаха, опросник «Особенности общения между супругами.» Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская, опросник «Анализ семейной тревоги» Эйдемиллера Э.Г., Юстицкиса В., опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES‑3) Д.Х. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави.
Кризис тринадцати лет
Это кризис социального развития, напоминающий кризис трех лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле.
Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды. Кризис относится к ч ...
Дистимичный тип.
Особенности общения и поведения. Постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготятся шумным обществом, с сослуживцами близко не сходятся. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной. Ценят тех, кто дружит с ними и склонен им подчиняться.
Черты, привлекательные для с ...
Результаты
Психотических диагнозов в обследованной выборке установлено не было. У 20 (из 121) обследуемых (16.53%) было диагностировано полное текущее ПТСР. 13 чел. (10.74%) имели частичное текущее ПТСР (для постановки полного диагноза не хватало 1 симптома). У остальных 88 чел. (7–2.73%) при обследовании или совсем не было установлено наличия сим ...