Информация » Стресс и работоспособность » Роль эмоций в деятельности человека

Роль эмоций в деятельности человека
Страница 1

Человек не может жить без эмоций. Эмоциональное возбуждение так же необходимо, как дыхание, ведь оно поддерживает тонус, оптимальное самочувствие человека. Что же такое эмоциональное возбуждение? Это тенденция действовать, когда появляется угроза.

Говорят, что Александр Македонский отбирал в свою армию только тех людей, которые в ответ на замахивание мечом краснели, а не бледнели. Тем самым проявлялся их гнев, а не страх. В этом действительно есть большой биологический смысл. Людей, у которых в ответ на эмоциональный стресс вырабатывается много норадреналина, уподобляют, отважным львам. Они быстро мобилизуют себя, легко преодолевают стресс, имеют высокую работоспособность в стрессовой ситуации.

Люди, которые на стресс отвечают мощной адреналиновой реакцией, подобно пугливым кроликам, легко поддаются тревоге и страху. Любопытно, что в надпочечниках хищных животных действительно содержится больше норадреналина, а в надпочечниках кроликов — адреналина.

Казалось бы, адреналин можно считать гормоном тревоги, а норадреналин — гормоном мобилизации, и именно это отличие положить в основу отбора людей для ответственной работы. Однако все не так просто. Если бы люди, краснеющие в ответ на стресс, действительно обладали серьезными преимуществами, то только этот тип и устоял бы в процессе естественного отбора. В действительности все иначе. Оказывается, люди "адреналинового" типа в обычных, не стрессовых условиях работают чрезвычайно эффективно. Но как только появляются отрицательные эмоции, факторы, сбивающие работу, их деятельность снижается. Здесь оказываются более приспособленными лица с преобладанием уровня норадреналина. Вот почему были безуспешными предпринятые за рубежом попытки прогнозировать будущую профессиональную деятельность студентов на основе типологии "льва" и "кролика".

Как считают исследователи, только комплексное изучение позволяет прогнозировать закономерности поведения человека. При этом они выделили несколько типов реакции симпатико-адреналовой системы на стресс. Сопоставив эти данные с эмоциональным возбуждением, психологическими особенностями и результатами трудовой деятельности, удалось установить определенную зависимость. Она является отражением общих закономерностей реакции организма на возрастающий стимул.

Выяснилось, что недостаточное влияние эмоциональных раздражителей вызывает так называемую предстартовую инертность, которая объясняется низкой активностью симпатико-адреналовой системы. Это своего рода уровень тренировки, недостаточный для оптимальной деятельности. Такой человек часто не может настроиться на работу, все делает невпопад, допускает большое количество ошибок, брак на производстве. Он мало инициативен, недостаточно сосредоточен, не самостоятелен, характеризуется отсутствием настойчивости, решительности. Помните образ рассеянного с улицы Бассейной из стихотворения С. Я. Маршака?

Следствием оптимального влияния эмоциональных факторов является умеренная активация симпатико-адреналовой системы в процессе деятельности. Возникает состояние полной готовности к работе. Это так называемый уровень активации, трудового подъема. Наконец, чрезмерное влияние эмоциональных раздражителей может вызвать состояние нервно-психического перенапряжения, стресса, протекающего по двум вариантам: предстартовой лихорадки и предстартовой апатии.

В случае предстартовой лихорадки симпатико-адреналовая система резко активизируется еще до работы. Это бывает у людей, не привыкших к стрессам, а также у больных неврозами. Такой человек не уверен в своих силах, излишне напряжен, подавлен, недостаточно концентрирует внимание. Он как бы "перегорает" до начала работы и поэтому быстро ощущает утомление.

В состоянии предстартовой апатии нервная система человека истощена — отсюда и низкая работоспособность. Это бывает при часто повторяющихся стрессах, бессоннице, неврозах, когда человек не может восстановить свое самочувствие, постоянно ощущает слабость, сонливость.

Внимательно присмотревшись, вы скорее всего обнаружите у своих знакомых два противоположных типа отношения к работе. Назовем их условно "А" и "Б".

Люди типа "А" отличаются чувством ответственности, честолюбием, постоянным стремлением к успеху. Они вечно загружены работой, пренебрегают отдыхом, активны в достижении целей, которые, впрочем, не всегда четко у них определены. Тип "А" — жесткая, конфликтная, эмоциональная личность.

К типу "Б" относятся спокойные, неторопливые, уравновешенные люди. Они не берут на себя дополнительные нагрузки, любят и умеют отдыхать. На производстве они думают о работе, в отпуске — об отдыхе, дома — о семье. Эти люди степенны, добродушны, легко переносят трудности и невзгоды жизни, в меру эмоциональны.

У людей типа "А" нервная система не располагает достаточным запасом прочности, поэтому в условиях стрессов у них чаще развиваются срывы. Значительно устойчивее люди типа "Б", что положительно отражается на их здоровье и работоспособности. У них обычно недолго длятся такие отрицательные эмоции, как тревога, печаль, страх, гнев. Рациональная оценка событий быстро ставит все на свои места.

Страницы: 1 2

Проблема развития в психологии. Сущность понятия “развитие” в психологии
Принцип развития имеет важнейшее значение для конструирования психологии как науки, ориентированной на изучение объективных закономерностей личности человека и его психики. Развитие психики реализуется в форме филогенеза (становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной историей развития человечества в ...

Стенические и астенические эмоции
В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (чувства радости, вдохновения. Заинтересованности и т. п.). Астенические чувства расслабляют и парализуют силы (чувство подавленности, чувство ...

Меры профилактики стресса
В последние годы усилился интерес к организации профилактической работы по предотвращению стрессов уже на основе использования способов саморегуляции и самоуправления состоянием. Формирование таких качеств, как эмоциональная устойчивость, выносливость, усидчивость, открытость, доброжелательность вряд ли можно рассматривать только как ра ...