Информация » А. Маслоу. Самоактуализирующиеся личности » Мистические переживания и высшие переживания

Мистические переживания и высшие переживания

Экспрессивные акты, получившие название мистических переживаний достаточно характерны для самоактуализированных людей, хотя и не для всех. Восторг, о котором говорилось в предыдущем разделе, иногда бывает настолько мощным, пронзительным и всеохватывающим, что его можно назвать мистическим переживанием.

Высшие переживания не обязательно должны быть предельно интенсивными, экстатическими.

Здоровые, самоактуализированные люди, не достигшие пределов высшего переживания, живущие на уровне житейского постижения мира, еще не прошли весь путь к истинной человечности. Они практичны и эффективны, они живут в реальном мире и успешно взаимодействуют с ним, но полностью самоактуализированные люди, которым знакомы высшие переживания, живут не только в реальном мире, но и в более высокой реальности, в реальности Бытия, в символическом мире поэзии, эстетики, трансцендирования, в мире религии в ее мистическом, очень личном, не канонизированном значении, в реальности высших переживаний. В этом различии есть некие предпосылки для того, чтобы оно стало операциональным критерием "касты" или "класса". Этот критерий может приобрести особую значимость в сфере общественной жизни, - уже на основании тех данных, которыми я располагаю на сегодняшний день, я могу сказать, что из "просто здоровых" самоактуализированных людей получаются хорошие политики, общественные деятели и социальные реформаторы, в то время как люди, живущие на уровне Бытия, больше склонны творить поэзию, музыку, философию, религию.

Периодизация развития субъекта труда в отечественной психологии
Существуют различные периодизации развития человека как субъекта труда. Одной из самых известных в отечественной психологии является периодизация, предложенная Е.А.Климовым [2, с. 162-172]. Допрофессиональное развитие 1. Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших пр ...

Классификация способностей
В науке способности классифицируются на врожденные (от задатков) и приобретенные (от знаний, умений, навыков). Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую: 1) природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирую ...

Межличностные отношения подростков в группе
В подростковом и юношеском возрасте наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками, в которой преобладают две тенденции: стремление к общению и стремление получить признание, быть принятым в данной группе, т.е.: уметь познакомиться с понравившимся человеком; свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы зна ...