Информация » Метод социометрических измерений » Социометрическая процедура

Социометрическая процедура

Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:

1-й этап:

Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.

2-й этап:

Разработка социометрических критериев.

Социометрические критерии

формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:

· формальные/неформальные

- Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные - изучают неформальные отношения.

· двойные/одинарные

- Двойные - изучают отношения партнёрства. Одинарные - изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.

· прогностические

- позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.

· сильные (или значимые)/слабые (незначимые)

- Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.

Требования к критериям

1. Ограниченное количество (3-4);

2. логическая связь между собой;

3. критерии должны вызывать интерес;

4. смысл критериев должен быть понятен испытуемым;

5. критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации.

3-й этап:

Выбор типа процедуры социометрического исследования. Социометрия может проводится в двух вариантах:

Развитие воображения
Воображение в своем развитии проходит также две стадии. На первой воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют объект, бедны деталями, малоподвижны — это воссоздающее (репродуктивное) воображение. Вторая стадия характеризуется значительной переработкой образного материала и созданием новых образов — это продуктивное воображ ...

Познавательные процессы в младшем школьном возрасте. Развитие внимания
Преобладающим видом внимания в начале обучения является непроизвольное внимание, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс павловского типа — «что такое?». Ребенок еще не может управлять своим вниманием; реакция на новое, необычное настолько сильна, что он отвлекается, оказываясь во власти непосредственных впечатле ...

Классификация способностей
В науке способности классифицируются на врожденные (от задатков) и приобретенные (от знаний, умений, навыков). Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую: 1) природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирую ...