Состав семьи. Роль родителей.Страница 1
Мы давно уже привыкли пенять на неполные семьи как основной поставщик «дефектного в воспитательном плане Материала. Однако связь здесь далеко не всегда однозначна и весьма существенно опосредуется морально-психологическим климатом семьи.
Не случайно социолог Н. Гаврилова, обследовав 372 семьи, состоящие на учете в детских комнатах милиции, обнаружила среди них 60,6% полных и только 39,4% неполных (а семей, состав которых определялся формулой «Мать плюс внебрачные дети», оказалось еще меньше — 32,2%.
Существует много исследований, посвященных влиянию фактора неполной семьи на личность ребенка. Так, установлено, что мальчики гораздо острее девочек воспринимают отсутствие отца. В таких семьях мальчики более беспокойны, более агрессивны и задиристы. Особенно сильно заметив, разница между мальчиками в семьях с отцами и без них в первые годы жизни детей. В ходе одного из исследований было установлено, что 2-летние дети, чьи отцы умерли до и рождения, живя с матерями-вдовами, были менее самостоятельны, проявляли тревожность и агрессивность в большей степени, чем дети, у которых были отцы (П. Массен, дж.Конджер и др., 198). При обследовании детей старшего возраста выяснилось, что поведение мальчиков, растущих без отцов отцов, оказалось менее мужественным в сравнении с теми, у кого были отцы. С другой стороны, оказалось, что поведение и личностные особенности девочек, выросших только с матерями, мало, чем отличаются от тех, кто жила полной семье. Но в интеллектуальной деятельности обнаруживается разница в пользу полной семьи.
Роль родителей. Родители выполняют разнообразные воспитательные задачи, заменяя и дополняя друг друга. Взаимодополняемость связана со спецификой выполнения мужской и женской социальных ролей в семье.
От женской роли матери зависит, прежде всего, развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание его морально-нравственных качеств. В семье именно женщина-мать создает эмоциональный климат, удовлетворяет повседневные потребности детей, приучает их к семейным традициям.
Роль отца в процессе семейного воспитания специфична. Э. Фромм, анализируя психологию отцовства, подчеркивает, что отец представляет ребенку мир мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон, порядок и дисциплину. Фромм утверждает, что отец необходим ребенку на всем протяжении его развития. Отцы являются основными воспитателями дисциплины и независимости. Отец для ребенка — источник безопасности. Роль отца, активно общающегося с детьми и имеющего у них авторитет, незаменима. Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка (особенно мальчика). Это может проявиться в следующем:
• в нарушении гармоничного развития интеллектуальной сферы (страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет способностей вербальных);
• в менее четком процессе половой идентификации мальчиков и девочек;
• в затруднении обучений подростков навыкам общения с противоположным полом;
• в возможной избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать ребенка от матери».
Социальное исследование личности преступника
Понятие «человек» включает неразрывное единство разных сторон его сути: социальной и биологической. У понятии «личность» фиксируются только специфически социальные признаки. Личность – это социальная сущность человека, те кем он стал в процессе социализации, своей деятельности в обществе. Социальные качества конкретного лица связаны с у ...
Высшие психические функции в норме и при патологии
Отдельные психические процессы, выделяемые в психической деятельности, определяются как высшие психические функции
. К ним относят мышление, речь, письмо, счет, память, произвольные движения, перцептивные процессы (процессы восприятия).
Память - форма психического отображения действительности, заключающаяся в запоминании, удержании, во ...
Типы характеров людей.
Под типологией характеров понимают классификацию типов характеров, которые чаще всего встречаются у людей. Черт характера довольно много, как минимум около 150, и они могут сочетаться друг с другом в личности человека различными способами. Обычно друг с другом сочетаются, например, взаимно дополняющие черты характера человека, скаже ...