Последнее десятилетие характеризуется масштабными изменениями в политическом, экономическом, социальном и культурном укладе жизни страны, адаптация к новым макроусловиям сопровождается ростом психического напряжения. Стрессы, фрустрации, социальная и личностная нестабильность сформировали общественную потребность в психологической помощи населению и, прежде всего, семье как важнейшей социальной форме организации бытия индивида. Ответом на этот социальный запрос стало интенсивное развитие служб семьи, возникновение широкого круга учреждений и организаций, ставящих своей целью оказание психологической помощи семье.

В значительной мере это стало возможным благодаря становлению семейной терапии как самостоятельной отрасли психологической науки и практики. Различные аспекты семейной психотерапии хорошо изучены и разработаны как в отечественной (А.Я. Варга, Е.М. Вроно, А.И. Захаров, Е.Т. Соколова, А.С. Спиваковская, В.А. Петровский, А.В. Черников, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий и др.), так и в зарубежной психологии (N.W. Ackerman, M. Bowen, A. Meneghetti, S. Minuchin, V. Satir, C.A. Whitaker, R. Weiss и др.). Однако, несмотря на это, семейная терапия продолжает испытывать острый дефицит как методологических исследований, так и конкретных терапевтических техник. Особенно актуальны такие исследования в нашей стране, что связано с несколькими чрезвычайно существенными противоречиями.

Семейная психотерапия в России находится на начальном этапе своего развития и, следовательно, не располагает собственными сколько-нибудь значительными теориями и концепциями. В этих условиях отечественные семейные психотерапевты вынуждены использовать западные теоретические модели и методические приемы. Однако западный опыт оказания психологической помощи семье не может быть без изменений перенесен на российскую почву, поскольку российские семьи характеризуются национальной спецификой (А.Я. Варга).

Актуальность исследования взаимовлияния семьи как целого на индивида и индивида на семью как целое усиливается тем, что современные разработки, посвященные развитию ребенка в семье, рассматривают его как процесс, основные параметры которого задаются извне, при этом целое редуцируется до уровня индивида и индивидуальной активности: родительские стили, родительские установки, родительское отношение и т.п. Вопрос о собственной активности ребенка в системе семейных отношений остается открытым.

Психологические основы общения в спорте
Психологические особенности спортивного коллектива. Спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии других людей и при их участии. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями, в котором между спортсменами складываются определенные отношения. О ...

Макро- и микросреда личности в контексте делового общения
Изучение особенностей группового и индивидуального поведения не может быть успешным без учета общего культурно-исторического фона, именуемого макросредой личности. Изучение макросреды личности предполагает выявление и анализ объективных факторов, в той или иной мере обусловливающих поведение индивида. Важно отметить, что детерминация м ...

«Я».
Прежде всего это единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как «я»: в течении первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени, как называют его окружающие; он существует сначала даже для самого себя скор ...