Информация » Психологические особенности ресоциализации осужденных » Деятельность психолога в исправительных учреждениях

Деятельность психолога в исправительных учреждениях
Страница 4

Заключительной стадией ликвидации конфликта является примирение сторон, когда они приносят извинения друг другу с рукопожатием и заверением не создавать впредь напряженных ситуаций. Здесь же их предупреждают, что в случае повторения с их стороны правонарушений к ним могут быть применены жесткие меры дисциплинарного воздействия. Важность такого рода разрешения конфликтов состоит в том, что у осужденных формируется сознание доброжелательного к ним отношения со стороны администрации. Это помогает в управлении скрытыми процессами, происходящими в преступной среде. Добиться такого положения дел в обычных для исправительных учреждений условиях невозможно в связи с тем, что такого рода процессы носят латентный характер: осужденные пытаются максимально оградить свою внутреннюю жизнь от вмешательства извне.

В воздействии на осужденных большое значение имеет правовое воспитание, поскольку значительное количество правонарушителей имеют ошибочное представление о праве, законности и справедливости. При проведении лекций, бесед, вечеров вопросов и ответов на правовую тематику внимание осужденных акцентируется на профилактике как дисциплинарных проступков, так и уголовных проявлений, выявление которых своими силами учитывается при подведении итогов трудового соревнования. Наибольший эффект достигается, когда наряду с традиционными мероприятиями (лекции, доклады, беседы) широко используются эмоционально насыщенные активные формы правового воспитания, например, реальное рассмотрение конкретного проступка, совершенного тем или иным осужденным, с тем, чтобы каждый присутствующий мог критически оценить поведение нарушителя и высказать свое мнение.

В результате четко отлаженной системы проведения воспитательных и режимных мероприятий в учреждении отсутствует практика повсеместного применения такого вида взысканий, как перевод в ПКТ и водворение в ШИЗО. Такая мера воздействия применяется исключительно с целью разрядить обстановку в отряде либо изолировать лицо, отрицательно влияющее на основную массу осужденных. Практика показывает, что водворение в ШИЗО и ПКТ, применение (чрезмерное) специальных средств без учета оперативных условий влечет за собой лишь видимое улучшение обстановки. На самом же деле эти меры служат нагнетанию напряженности, и носителем ее является каждый осужденный в силу его нахождения в исправительном учреждении. В определенной ситуации эта напряженность вызывает возникновение агрессивности, жертвами которой могут стать как осужденный, так и сотрудник учреждения.

В системе воспитательной работы коллектива важное место занимает формирование самодеятельных организаций. Вовлечение осужденных в самодеятельные организации начинается в период нахождения их в карантине, где им разъясняются права и обязанности членов таких организаций. По прибытии осужденного в отряд начальник отряда объясняет ему, что участие в одной из секций такой организации является немаловажным критерием положительной оценки его поведения.

Повышенные требования, предъявляемые к самодеятельным организациям, значительно усилили их влияние на осужденных. В колонии проявились явно выраженные тенденции к искоренению преступных традиций, улучшилась дисциплина, изменился внешний вид осужденных. Члены самодеятельных организаций выявили большое количество правонарушений, многие из которых были предотвращены на ранней стадии их совершения. В состав самодеятельных организаций входит более 90 % осужденных.

Таким образом, в учреждении сложилась действенная структура, оказывающая содействие администрации в регулировании процессов, происходящих в среде осужденных, - советы отрядов и учреждения. В колонии полностью отсутствует параллельная неформальная структура, которая существует в каждом исправительном учреждении.

В настоящее время администрации удается корректировать поведение осужденных, что является высшим достижением в воспитательной работе.

"Анализ ситуации, - пишет В.Б. Шабанов, - сложившейся в учреждении, позволяет сделать вывод о смене психологического режима. Это проявляется в следующем:

Страницы: 1 2 3 4 5

Память
Памятью называют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта. Процессы памяти: · Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы ...

Основная часть. Общее понятие о внимании.
Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы ...

Автономность, независимость от культуры и среды, воля и активность
Главными мотивами самоактуализированного человека являются не потребности дефициентных уровней, а мотивы роста, и потому эти люди почти не зависят от внешних обстоятельств, от других людей и от культуры в целом. Источники удовлетворения потребности в росте и развитии находятся не во внешней среде, а внутри человека - в его потенциях и с ...