Информация » Психологические особенности ресоциализации осужденных » Деятельность психолога в исправительных учреждениях

Деятельность психолога в исправительных учреждениях
Страница 4

Заключительной стадией ликвидации конфликта является примирение сторон, когда они приносят извинения друг другу с рукопожатием и заверением не создавать впредь напряженных ситуаций. Здесь же их предупреждают, что в случае повторения с их стороны правонарушений к ним могут быть применены жесткие меры дисциплинарного воздействия. Важность такого рода разрешения конфликтов состоит в том, что у осужденных формируется сознание доброжелательного к ним отношения со стороны администрации. Это помогает в управлении скрытыми процессами, происходящими в преступной среде. Добиться такого положения дел в обычных для исправительных учреждений условиях невозможно в связи с тем, что такого рода процессы носят латентный характер: осужденные пытаются максимально оградить свою внутреннюю жизнь от вмешательства извне.

В воздействии на осужденных большое значение имеет правовое воспитание, поскольку значительное количество правонарушителей имеют ошибочное представление о праве, законности и справедливости. При проведении лекций, бесед, вечеров вопросов и ответов на правовую тематику внимание осужденных акцентируется на профилактике как дисциплинарных проступков, так и уголовных проявлений, выявление которых своими силами учитывается при подведении итогов трудового соревнования. Наибольший эффект достигается, когда наряду с традиционными мероприятиями (лекции, доклады, беседы) широко используются эмоционально насыщенные активные формы правового воспитания, например, реальное рассмотрение конкретного проступка, совершенного тем или иным осужденным, с тем, чтобы каждый присутствующий мог критически оценить поведение нарушителя и высказать свое мнение.

В результате четко отлаженной системы проведения воспитательных и режимных мероприятий в учреждении отсутствует практика повсеместного применения такого вида взысканий, как перевод в ПКТ и водворение в ШИЗО. Такая мера воздействия применяется исключительно с целью разрядить обстановку в отряде либо изолировать лицо, отрицательно влияющее на основную массу осужденных. Практика показывает, что водворение в ШИЗО и ПКТ, применение (чрезмерное) специальных средств без учета оперативных условий влечет за собой лишь видимое улучшение обстановки. На самом же деле эти меры служат нагнетанию напряженности, и носителем ее является каждый осужденный в силу его нахождения в исправительном учреждении. В определенной ситуации эта напряженность вызывает возникновение агрессивности, жертвами которой могут стать как осужденный, так и сотрудник учреждения.

В системе воспитательной работы коллектива важное место занимает формирование самодеятельных организаций. Вовлечение осужденных в самодеятельные организации начинается в период нахождения их в карантине, где им разъясняются права и обязанности членов таких организаций. По прибытии осужденного в отряд начальник отряда объясняет ему, что участие в одной из секций такой организации является немаловажным критерием положительной оценки его поведения.

Повышенные требования, предъявляемые к самодеятельным организациям, значительно усилили их влияние на осужденных. В колонии проявились явно выраженные тенденции к искоренению преступных традиций, улучшилась дисциплина, изменился внешний вид осужденных. Члены самодеятельных организаций выявили большое количество правонарушений, многие из которых были предотвращены на ранней стадии их совершения. В состав самодеятельных организаций входит более 90 % осужденных.

Таким образом, в учреждении сложилась действенная структура, оказывающая содействие администрации в регулировании процессов, происходящих в среде осужденных, - советы отрядов и учреждения. В колонии полностью отсутствует параллельная неформальная структура, которая существует в каждом исправительном учреждении.

В настоящее время администрации удается корректировать поведение осужденных, что является высшим достижением в воспитательной работе.

"Анализ ситуации, - пишет В.Б. Шабанов, - сложившейся в учреждении, позволяет сделать вывод о смене психологического режима. Это проявляется в следующем:

Страницы: 1 2 3 4 5

Последствия влияния на психологи детей телевидения и пути их устранения. Анализ эмоционального состояния детей младшего школьного возраста
Был проведен опрос учащихся третьих классов, используя методику незаконченных предложений, что позволило не только выявить эмоциональное состояние учащихся после просмотра телевизионных передач, но и определить круг жизненных ценностей, формируемых под влиянием телевидения. Учащимся было предложено пять незаконченных предложений: " ...

Принятие решений управленца в конфликте. «Z-модель»
Итак, наличие навыков и умений разрешать конфликтные ситуации – определяющее качество для руководителя. Если он обладает достаточной компетентностью, то использует конфликты для создания в команде конструктивной атмосферы (рабочего напряжения) при выработке того или иного решения и воплощения его в жизнь. Руководитель должен стать своео ...

Теоретические основы метода социометрических исследований
Термин "Социометрия" возник в конце XIX в. в связи с описанием возможных способов измерения социального влияния одних групп людей на другие. Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений дал Я.(Дж).Л.Морено. Во-первых, социометрия есть общая теория социальных групп; в ...