Информация » Психологические особенности ресоциализации осужденных » Деятельность психолога в исправительных учреждениях

Деятельность психолога в исправительных учреждениях
Страница 2

Необходимо отметить, что одним из элементов плана по искоренению преступных традиций является разъяснительная работа с вновь прибывшими, которую проводят сами осужденные, что в сочетании с беседами сотрудников дает большой эффект.

После проведения как обычных, так и специфических мероприятий с новичками психолог и заместитель начальника по воспитательной работе делают заключение об уровне их общей готовности к жизни в обычных условиях исправительного учреждения. Осужденные, воспринявшие основные требования учреждения, распределяются по отрядам. Остальные же, а таких бывает 2 - 3 человека, подвергаются дополнительному, но более интенсивному воспитательному воздействию.

Распределение осужденных по отрядам зависит от их поведения, склонностей и интересов, от умения правильно строить взаимоотношения с окружающими, степени реагирования на замечания представителей администрации. Другими словами, осужденные направляются в отряды в зависимости от степени нравственной запущенности, а не по производственному принципу. При этом учитывается и мнение цехового персонала.

Отряды пополняются людьми, которые морально готовы к выполнению различного рода работ без оглядки на неформальные нормы поведения, приоритетные в преступной среде. Все это способствует созданию в отрядах здорового ядра, которое может оказывать положительное влияние как на постоянно поступающий новый контингент, так и на нерадивых осужденных. Попадая в отряды, последние видят, что их действия, направленные против существующих требований, не встречают общего одобрения, потому впоследствии, включаясь в существующий нормопорядок, они сами содействуют поддержанию дисциплины в учреждении.

К моменту прибытия в колонию у осужденного А. наблюдалась ярко выраженная отрицательная направленность с превалированием элементов преступной романтики. Он пытался пропагандировать традиции, действующие в уголовной среде. Осужденный категорически отказался выполнять работу по уборке помещений, а также идти в любой из отрядов, мотивируя это тем, что при приеме пищи в столовой учреждения все осужденные, независимо от их статуса в преступной среде, сидят за теми столами, место за которыми определяется начальником отряда, и это такое положение несовместимо с его взглядами. В течение двух дней с ним проводились воспитательные мероприятия, в том числе использовалась такая форма, как беседы с осужденными, находившимися в отрядах. Смысл этих бесед заключался в объяснении системы, сложившейся в колонии, менять которую осужденные не желают и не позволят это сделать другим. В результате А. был распределен в один из отрядов, где не только стал выполнять все то, что от него требовалось, но и вступил в одну из секций самодеятельных организаций и пищу в столовой принимал, сидя за столом с бывшими "отверженными"'. В данном случае произошел "эффект психического заражения" в позитивном смысле слова.

Наиболее сложным и ответственным моментом стала деятельность по адаптации к условиям жизни в учреждении осужденных, имевших ранее статус "отверженных". Было принято решение о ликвидации принятого в преступном сообществе разделения осужденных на отряды с тем, чтобы каждый человек, лишенный свободы, имел одинаковые возможности как в трудовой деятельности, так и в общественной жизни колонии.

По прибытии в учреждение "отверженные" подвергаются психологическому воздействию с целью выработки у них стойкой установки на противодействие любому моральному либо физическому посягательству на их личность. Параллельно проводятся беседы общего характера с массой осужденных, в которых затрагиваются аспекты, связанные с уважением человека, каким бы он ни был. Было установлено, что социально-психологическая и трудовая адаптация "отверженных" проходит легче и быстрее, если они попадают в положительно влияющий на них коллектив бригады, отряда. С этой целью подбирается бригада с уже сформированным позитивным микроклиматом, где бригадир пользуется заслуженным авторитетом и проводится соответствующая работа. Как правило, путем применения приемов психологического воздействия у осужденных удается сформировать убеждение в необходимости создания нормальных условий для жизни любому лицу вне зависимости от цвета кожи, языка, национального или социального происхождения, а тем более от его статуса в местах лишения свободы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Формирование характера.
Формирование характера происходит в первой половине дошкольного детства, и мы можем констатировать, что примерно к 2-3 годам ребенок имеет свой характер. Однако первые проявления характера еще не являются убедительным доказательством того, что характер ребенка полностью сформировался. Они, скорее, выступают лишь как начало его формирова ...

Тест по теме «Супруги остаются вдвоем. Супруг остается один». Тест по главе 1. «Феноменология кризиса»
1. «Опустевшим гнездом» называют: А) семью, выполнившую свои родительские функции, когда дети выросли и покинули дом Б) семью, никогда не имевшую детей В) семью, находящуюся в процессе отделения детей от родителей 2. Решение задач данного кризиса осложняется если: А) выросшие дети (молодая семья) проживают совместно с родителями Б ...

Проблема развития в философии. Сущность понятия “развитие” в философии
Философское осмысление развития означает воспроизведение всеобщих характеристик всего многообразия связей, отношений и процессов реальности. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта. Существенную характеристику развития составляет время, поскольку всякое развитие осуществляется в реальном времени и только вр ...