Информация » Психологические особенности ресоциализации осужденных » Деятельность психолога в исправительных учреждениях

Деятельность психолога в исправительных учреждениях
Страница 2

Необходимо отметить, что одним из элементов плана по искоренению преступных традиций является разъяснительная работа с вновь прибывшими, которую проводят сами осужденные, что в сочетании с беседами сотрудников дает большой эффект.

После проведения как обычных, так и специфических мероприятий с новичками психолог и заместитель начальника по воспитательной работе делают заключение об уровне их общей готовности к жизни в обычных условиях исправительного учреждения. Осужденные, воспринявшие основные требования учреждения, распределяются по отрядам. Остальные же, а таких бывает 2 - 3 человека, подвергаются дополнительному, но более интенсивному воспитательному воздействию.

Распределение осужденных по отрядам зависит от их поведения, склонностей и интересов, от умения правильно строить взаимоотношения с окружающими, степени реагирования на замечания представителей администрации. Другими словами, осужденные направляются в отряды в зависимости от степени нравственной запущенности, а не по производственному принципу. При этом учитывается и мнение цехового персонала.

Отряды пополняются людьми, которые морально готовы к выполнению различного рода работ без оглядки на неформальные нормы поведения, приоритетные в преступной среде. Все это способствует созданию в отрядах здорового ядра, которое может оказывать положительное влияние как на постоянно поступающий новый контингент, так и на нерадивых осужденных. Попадая в отряды, последние видят, что их действия, направленные против существующих требований, не встречают общего одобрения, потому впоследствии, включаясь в существующий нормопорядок, они сами содействуют поддержанию дисциплины в учреждении.

К моменту прибытия в колонию у осужденного А. наблюдалась ярко выраженная отрицательная направленность с превалированием элементов преступной романтики. Он пытался пропагандировать традиции, действующие в уголовной среде. Осужденный категорически отказался выполнять работу по уборке помещений, а также идти в любой из отрядов, мотивируя это тем, что при приеме пищи в столовой учреждения все осужденные, независимо от их статуса в преступной среде, сидят за теми столами, место за которыми определяется начальником отряда, и это такое положение несовместимо с его взглядами. В течение двух дней с ним проводились воспитательные мероприятия, в том числе использовалась такая форма, как беседы с осужденными, находившимися в отрядах. Смысл этих бесед заключался в объяснении системы, сложившейся в колонии, менять которую осужденные не желают и не позволят это сделать другим. В результате А. был распределен в один из отрядов, где не только стал выполнять все то, что от него требовалось, но и вступил в одну из секций самодеятельных организаций и пищу в столовой принимал, сидя за столом с бывшими "отверженными"'. В данном случае произошел "эффект психического заражения" в позитивном смысле слова.

Наиболее сложным и ответственным моментом стала деятельность по адаптации к условиям жизни в учреждении осужденных, имевших ранее статус "отверженных". Было принято решение о ликвидации принятого в преступном сообществе разделения осужденных на отряды с тем, чтобы каждый человек, лишенный свободы, имел одинаковые возможности как в трудовой деятельности, так и в общественной жизни колонии.

По прибытии в учреждение "отверженные" подвергаются психологическому воздействию с целью выработки у них стойкой установки на противодействие любому моральному либо физическому посягательству на их личность. Параллельно проводятся беседы общего характера с массой осужденных, в которых затрагиваются аспекты, связанные с уважением человека, каким бы он ни был. Было установлено, что социально-психологическая и трудовая адаптация "отверженных" проходит легче и быстрее, если они попадают в положительно влияющий на них коллектив бригады, отряда. С этой целью подбирается бригада с уже сформированным позитивным микроклиматом, где бригадир пользуется заслуженным авторитетом и проводится соответствующая работа. Как правило, путем применения приемов психологического воздействия у осужденных удается сформировать убеждение в необходимости создания нормальных условий для жизни любому лицу вне зависимости от цвета кожи, языка, национального или социального происхождения, а тем более от его статуса в местах лишения свободы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Диагностические признаки постстрессовых психоэмоциональных состояний
Детальное изучение последствий воздействия на психику человека различных чрезвычайных обстоятельств позволило выделить и описать не только категорию посттравматических, но и острых стрессовых расстройств как специфических форм нарушения психики. Несмотря на то, что споры о природе этих нарушений, о целесообразности их выделения в отдель ...

Основная часть. Аристотель о государстве
Аристотель в своём творчестве предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристо­телю, развитые представления о нравственности (добродете­лях), знание этики (нравов). В трактате Аристотеля «Политика» общество и государство по ...

Особенности развития познавательной сферы
Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Наблюдения и экспериментальные исследования дают материалы, позволяющие говорить о том, что одни психические процессы оказываются у него несформированными более резко, другие — остаются относительно сохранными. Этим в опред ...