Информация » Судебная психология » Социальные группы

Социальные группы
Страница 2

Поведение человека в группе зависит от понимания им своей роли, ее принятия и способностей ее выполнять. Социальная роль – это обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия. Например, роль юриста в ряде конкретных ситуаций требует выполнения соответствующих общепринятых действий. Но, как правило, в способы этих действий человек привносит свою творческую индивидуальность. Группа своими требованиями может усиливать и ослаблять отдельные свойства личности.

В повседневной жизни люди часто тормозят в себе те проявления, которые противоречат групповому мнению. Это явление называется конформностью. Конформность (лат, слова – con-formis – подобный) не следует смешивать с подражанием. Подражание является воспроизведением тех образцов поведения, которые соответствуют установкам личности, тогда как конформность заключается в подчинении даже тем требованиям группы, которые противоречат установкам и позициям личности.

В социальной группе поведение людей регламентируется системой социальных норм и системой социальных мер воздействия, обеспечивающей подчинение нормам группы, - социальным контролем. Широкая система мер одобрения и принуждения, вплоть до использования мер пресечения, используется для воздействия на личность в тех ее проявлениях, которые связаны с интересами социальной общности. Социальный контроль основан на сопоставлении поведения каждого человека с эталонными образцами поведения, установленными в данном обществе и основанными на всеобщем признании определенной системы социальных ценностей.

Процесс социализации личности включает и воспитание активной социальной ответственности, осознание личностью своего долга перед обществом, понимание необходимости соблюдения социальных норм, что, в конечном счете, обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение антисоциальных проявлений с его стороны.

Любой индивид развивается в некоторой среде путем приспособления к ней. Эта среда представляет собой для индивида совокупность стимулов: физических, технических, социальных. Другие люди в отношении к данному индивиду также рассматриваются лишь как “аспекты среды”. Связи “индивид-общество”, по существу, ничем не отличается от связи “организм-среда”. Здесь действуют те же законы и те же принципы: адаптация, уравновешивания и т.д. Наиболее широко в американской психологии распространено представление о личности как устойчивых формах поведения и способах мышления, которые определяют приспособление индивида к среде.

На высшем уровне социализации личности является ее самоутверждение, реализация внутреннего потенциала. Этот достаточно сложный процесс осуществляется обычно в соответствии с определенным социально-психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых позиций субъекта, так и от внешних условий, то есть воздействия социальной микросреды. Социальная справедливость в значительной степени представляет меру возможностей для самореализации личности в данных общественных условиях, то есть достижение гармонии личности.

Страницы: 1 2 3

Роль невербального общения
Слова хорошо подходят для передачи логической информации. В то же время чувства лучше передаются не вербально (см. схему 2). Согласно оценка мученых 93% информации, передающейся при эмоциональном общении, проходит по невербальным каналам коммуникации. Невербальное общение трудно контролируется даже профессиональными артистами. Им для э ...

Понятие и природа человеческих потребностей
Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, которое оказывается возможным благодаря деятельности. Выявить причины этой активности, ее психологические формы и проявления означает охарактеризовать личность со стороны ее направленности и важнейших жизненных отношений. Что же выступает в качестве источника ...

Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать
Скука Собеседник подпирает свою голову рукой. Понятно, что он безразличен к происходящему. Если же он сидит в аудитории, можно с уверенностью сказать: излагаемый лектором материал совершенно неинтересен. В таких случаях рекомендуем сменить тему разговора на волнующую его или «встряхнуть» неожиданным вопросом. Будьте уверены, что тот оч ...