



Интерпретация полученных данных.
Данное исследование показало, что психическое развитие младенцев в норме. Практические знания подтверждают теоретические выводы. Дети растут и развиваются в разных условиях, в разных социальных и культурных направлениях, но в любом случае, соблюдаются закономерности психического развития.
Ребенок в младенческом возрасте не может предпринимать каких-либо действий. Так как для нормального психического развития необходима активность, ребенок проявляет ее в общении со взрослыми, используя те возможности, которые у него есть в данном возрасте (крик, плач). В младенческом возрасте развитие ребенка полностью зависит от взрослых: физическое – от качества ухода за ребенком, психическое – от объема общения с ним. Если ребенок получает минимум общения, то уже к двум месяцам можно наблюдать некоторые признаки госпитализма, что в дальнейшем сказывается на его психическом развитии.
На данном этапе проведения исследования, нельзя говорить о кризисе одного года (к концу исследования мальчику – 6 мес., девочке – 4 мес.).
Но уже прослеживается начало формирования ведущих достижений:
- складываются первые формы общения со взрослыми, начинается освоение манипулятивной деятельности с предметами;
- появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним, первое новообразование – активность.
- появляются зачатки мышления.
Особенности развития речи:
- развитие речи включено в общение со взрослым.
- возникает внимание к речи взрослого.
Особенности развития бытовой деятельности младенца:
- у новорожденного сон отделяется от бодрствования и формируется
специфический человеческий биоритм «сон – бодрствование».
- выделяются предметы удовлетворения биологических потребностей, и формируется положительное эмоциональное отношение к ним.
Особенности развития внимания младенца:
- внимание первоначально выступает как реакция сосредоточения.
- сосредоточение обеспечивает выделение из окружающего мира эмоций, движений, речи человека как его отличительных признаков, а также предметов и действий с ними.
- сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему.
Особенности сенсорного развития младенца:
- складывается акт рассматривания предметов.
- формируется хватание, приводя к развитию руки как органа осязания и органа движения.
- устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки.
- устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и его названием взрослым.
Особенности развития памяти младенца:
- память функционирует «внутри» ощущений, восприятий.
- она проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания.
- материал фиксируется ребенком непроизвольно.
Особенности развития элементов самосознания в младенческом возрасте:
- под влиянием личностно-адресованного общения со взрослым у ребенка в первом полугодии складывается ощущение своей важности для другого, эмоционально-положительное отношение к себе; интерес и инициативность к окружающим.
Особенности эмоционального развития в младенческом возрасте:
- основу развития эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами.
- социально обусловленные формы эмоциональных переживаний формируются в процессе общения младенца со взрослыми.
- в ситуативно-личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к себе, недовольство отсутствием общения.
- в ситуативно-деловом общении у ребенка проявляется удовольствие от совместных манипуляций, обида и гнев при порицании.
Пространственные движения
Та или иная дистанция в контактах между личностями определяется социальным положением общающихся, их национальными признаками, возрастом, полом, а также характером взаимоотношений партнеров. И это также является одной их форм невербального общения, которые полезно знать. Кстати, эти знания о пространственной ориентации согласно конкретн ...
Классификация потребностей
Общепризнанна следующая классификация потребностей человека, предложенная А. Маслоу.
· Физиологические потребности
· Потребность в безопасности
· Потребность принадлежать какой-то общности
· Потребность в уважении, признании
· Потребность в самореализации
Вместе с тем психологами установлено громадное значение для психического здо ...
Эволюция проблемы знакового опосредования у его последователей: Леонтьева,
Запорожца, Гальперина, Эльконина, как ими рассматривалась эта проблема, сходства
и различия Выготского
Основы культурно-исторической концепции были заложены самим Л.С. Выготским где-то около 1927-28 годов, затем он очень многое внес в формулирование ее основных положений. Но как при жизни самого Льва Семеновича, так и после его кончины, большое участие в раскрытии существа этой концепции, в ее уточнении и конкретизации принимали его прям ...
