В заключении подведем основные итоги. На основании изученного материала можно сделать следующие выводы.

Эмоциональный стресс по-разному действует в молодом и пожилом возрасте. Так, например, в молодом возрасте эмоции могут протекать с выраженными вегетативными проявлениями, но не сопровождаются классическими проявлениями клинической картины болезни сердца. А в том случае, когда они появляются, лишь отдаленно напоминают отдельные симптомы заболевания ("маски" болезни). Иначе протекают реакции на эмоциональный стресс у пожилого человека.

Устранение психических стрессоров предполагает два возможных подхода: устранение психотравмирующей ситуации или изменение отношения личности к этой ситуации. В свою очередь, устранение психотравмирующей ситуации возможно также двумя способами: либо ситуация может быть изменена в желательном для личности направлении, либо личность уходит из этой ситуации.

Обязательным условием успешного купирования психосоматических нарушений служит, прежде всего, установление полного контакта с пациентом. Больной должен иметь возможность подробно рассказывать о себе и своем состоянии ("выговориться"), он должен почувствовать, что его внимательно слушают, что ему сочувствуют и хотят помочь, его понимают. Особое значение при этом имеет направленность психотерапии положительно перезарядить его эмоциональную сферу, вселить в него надежду на успех в проводимой терапии.

[1] Вицлак Г. Основы психодиагностики / Психодиагностика: теория и практика - под ред. Н.Ф.Талызиной - М., 1986. – С. 65

[2] Психодиагностика: теория и практика - под ред. Н.Ф.Талызиной - М., 1986. – С. 58

[3] Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 87

[4] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, в 2-х томах. Москва, Педагогика, -1985 г., т.2. – С. 124

Психическое развитие младшего школьника
Ведущая деятельность – учение. Обучение в школе и учение при этом могут не совпадать. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особым образом. Оно должно быть сродни игре: ведь ребенок играет потому, что ему хочется, это деятельность ради нее самой, просто так. Продукт учебной деятельности – сам человек. О ...

Социально-психологические явления в среде осужденных и профилактика их негативных влияний
Нахождение в местах лишения свободы зачастую не только разрушает сложившуюся ранее систему отношений человека с людьми, но и для преодоления чувства одиночества и дефицита в общении подталкивает осужденных к поиску друзей, единомышленников. В итоге на основе общности интересов, чувства симпатии по схожести судеб, профессионального, крим ...

Взгляды Эриха Фромма
Качественно новым и существенно важным этапом развития неофрейдистской теории стало учение ведущего теоретика, психоаналитика и социолога Эриха Фромма. Создавая "радикально-гуманистический психоанализ", Фромм стремился постичь законы, управляющие жизнью отдельного индивида, и закономерности, которые лежат в основе развития общ ...