Информация » Этапы становления личности профессионала » Содержание этапов становления личности профессионала

Содержание этапов становления личности профессионала
Страница 1

Современный этап развития общества характеризуется автоматизацией и компьютеризацией производства, внедрением новых технических средств и технологий, сменой монопрофессионализма на полипрофессионализм. Это приводит к тому, что профессиональный и деловой мир нуждается в специалистах, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с планированием и устройством своей карьеры. Таким образом, проблема профессионального становления личности относится к числу активно разрабатываемых психологических проблем.

Рассматривая профессиональное становление личности, многие исследователи выделяют стадии, уровни, этапы, которые проходит специалист в своём профессиональном продвижении. В настоящее время в науке нет общепринятого разбиения жизненного пути профессионала на этапы или фазы.

Воспользуемся одним из вариантов, предложенным Е.А. Климовым:

-оптант – фаза выбора профессии;

-адепт – человек, уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий её;

-адаптант – привыкания молодого специалиста к работе, вхождение во многие тонкости работы;

-интернал – опытный работник, который уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями;

-мастер, авторитет, наставник.

К.М. Левитан выделяет три основные стадии: подготовительная (довузовская) стадия, связанная с выбором профессии; начальная (вузовская) стадия, во время которой формируются основы профессионально важных умений и свойств личности профессионала; основная (послевузовская) стадия. Это период развития всех сущностных сил личности с целью её полной самореализации в профессиональной деятельности. Именно на этом этапе происходит становление личности профессионала[9, с.37].

В вузовский период профессионального становления личности мы выделяем несколько уровней. А именно (по концепции В.А.Сластенина):

1. Уровень становления – адаптивный. Приспособленческая стадия в профессиональную деятельность:

- адаптация к новым жизненным социокультурным реалиям;

- профессиональная деятельность происходит по отработанной схеме, творческая активность слабая, на бытовом уровне;

- стимулирование различных форм самостоятельности и активности;

- формирование навыков самообладания эмоциональной саморегуляции;

- принятие субъект-субъектных взаимоотношений;

- нахождение прямых и альтернативных способов решения жизненных и профессиональных проблем.

2. Уровень становления – профессионально-репродуктивный. Стадия освоения профессиональных знаний и умений:

- развитие потребности в профессиональной реализации;

- актуализация познавательной рефлексии;

- овладение ценностями и смыслами профессиональной деятельности;

- развитие первоначальных умений создавать проекты жизненного пути;

- развитие мышления, понимания.

3. Уровень становления – личностно-продуктивный. Стадия принятия личностного смысла профессиональной деятельности:

- развитие регулятивных механизмов деятельности, общения, творчества;

- поиск и стимулирование индивидуального стиля профессиональной деятельности;

- готовность к профессиональному решению теоретических и практических проблем;

- выработка адекватного коммуникативного поведения будущего специалиста в профессиональной деятельности жизненном пути.

4. Уровень становления – субъектно-креативно-профессиональный. Практическая реализация профессионального становления будущего специалиста:

- субъектная реализация личностно-профессионального становления специалиста;

- умение осуществлять необходимую коррекцию на основе самоанализа профессиональной и жизненной деятельности;

- усиление роли профессиональных знаний в личностном, жизненном и профессиональном плане;

- систематизация взглядов и установок в отношении жизненного и профессионального путей;

- нахождение своего собственного индивидуального стиля профессиональной деятельности;

- полная готовность к профессиональной деятельности [10, с.59].

Т.В. Кудрявцев, Т.В. Зеер выделяют четыре стадии профессионального становления личности профессионала:

1. Формирование профессиональных намерений: осознанный выбор личностью профессии на основе учёта своих индивидуально-психологических особенностей. Профессиональное становление начинается с формирования профессиональных намерений, которые являются равнодействующей многих факторов: престижа профессии, потребности общества, влияния семьи, средств информации и т.д. Важную роль в выборе профессии играет направленность личности на определённый предмет труда, которая обнаруживается в интересах, увлечениях.

Страницы: 1 2

Основные свойства внимания.
Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания. Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одн ...

Тест по теме «Супруги остаются вдвоем. Супруг остается один». Тест по главе 1. «Феноменология кризиса»
1. «Опустевшим гнездом» называют: А) семью, выполнившую свои родительские функции, когда дети выросли и покинули дом Б) семью, никогда не имевшую детей В) семью, находящуюся в процессе отделения детей от родителей 2. Решение задач данного кризиса осложняется если: А) выросшие дети (молодая семья) проживают совместно с родителями Б ...

Самовоспитание
Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться ...