Информация » Методы исследования бессознательного по З. Фрейду » Методы исследования бессознательного по з. Фрейду

Методы исследования бессознательного по з. Фрейду
Страница 2

Для того чтобы превратить это патогенное незнание в нормальное знание, перенести «вытесненное» бессознательное в предсознательное, а затем и в сознание, необходимо, как считает Фрейд, восстановить нарушенные внутренние связи, помочь невротику уяснить смысл происходящего и тем самым подвести его к пониманию подлинных причин, обусловивших его страдания. В принципе все это возможно, поскольку в психике человека нет ничего произвольного, случайного, не детерминированного. Согласно Фрейду, каждый психический акт, каждый бессознательный процесс имеет определенный смысл, включает в себя смысловые связи.

Прояснение смысла бессознательных мотивов, влечений и побуждении человека, скрытого от его сознания и совершенно непонятного в силу символического языка самого бессознательного психического, как раз и осуществляется, но убеждению Фрейда, путем скрупулезного и трудоемкого расчищения "отбросов жизни", с тем чтобы постепенно добраться до первооснов человеческого бытия с их исторически сложившимися структурами, специфической образной символикой и иносказательной смыслозначимостыо. Бессознательное громогласно заявляет о себе, хотя сознание человека не слышит его голоса, ибо они говорят на разных языках. Поэтому основатель психоанализа призывает сосредоточить усилия исследователей на расшифровке языка бессознательного.

Сам он пытается создать специальный словник, в котором осуществляется перевод бессознательной символики па язык обыденного сознания. По этому поводу С. Цвейг замелил: "Подобно тому как египтологи использовали таблицу Розетты, начинает и Фрейд наносить значок за значком, начинает разрабатывать для себя словарь и грамматику языка бессознательного, чтобы уразуметь те голоса, которые заучат за нашими словами и за нашим сознанием предостерегающе или зовуще и власти которых мы в большинстве случаев подпадаем более роковым образом, чем велениям сознательной нашей волн".

В соответствии с этим фрейдовским словником видение, например, дома в сновидениях или в галлюцинациях расценивается как символ изображения человека. Дом с гладкими стенами - образ мужчины, здание с балконом и другими выступами - образ женщины. Цифра "три" - мужские гениталии и т. д. Причем буквально все символы во фрейдовском словнике имеют сексуальный подтекст. Поэтому расшифровка языка бессознательного в психоаналитической философии так или иначе замыкается на отыскание сексуальных корней, лежащих в основе мотивационной деятельности человека.

Если обращение к исследованию "отбросов жизни" - составляет одну из характерных особенностей психоаналитической теории познания, то другая ее особенность заключается в редукции настоящего к прошлому. Археологические раскопки человеческой психики в психоаналитической философии являются не чем иным, как исследовательской процедурой редукционистского характера, в соответствии с которой познание бессознательного осуществляется путем погружения в глубины человеческого бытия. Оказывается, что "психоанализ не может объяснить ничего настоящего, не сведя его к чему-нибудь прошлому".

Этим прошлым для Фрейда является как раннее детство отдельного человека, так и первобытное состояние человеческого рода. Изучение и толкование сновидений, будучи, по убеждению основателя психоанализа, важным средством "для познания бессознательного", наглядно демонстрируют истоки бессознательных желаний человека, уходящих своими корнями в прошлое. "Работа сновидений, - замечает Фрейд, - возвращает нас к доисторическому времени двоякого рода: во-первых, это - индивидуальный доисторический период, детство; во-вторых, поскольку каждый индивид в своем детстве так или иначе вкратце повторяет развитие человеческого рода, это - филогенетическая доисторическая эпоха".

В конечном счете психоаналитическая теория познания оказывается опирающейся на фрейдовский постулат, согласно которому источником бессознательного является нечто инфантильное. Поэтому "вытесненное" бессознательное взрослых людей рассматривается в психоаналитической философии исключительно через призму желаний и влечений человека, имевших место еще в детстве.

Страницы: 1 2 3 4

Исследование мотивации личности профессионалаю Методика проведения исследования по изучению мотивации личности профессионала
Студенческий возраст является ранним периодом зрелости, первые годы которого имеют прямое отношение к периоду обучения в высшем учебном заведении (18-24 года). Данный возраст характеризуется тем, что человек обладает большой работоспособностью, максимально способен к творчеству, овладению сложными способами интеллектуальной активности. ...

Предупреждение психосоматических расстройств
Чаще психотравмирующие ситуации возникают в межличностных отношениях. В этом случае, когда объектом системы противострессовых мероприятий является отдельный индивид, содержание их должно включать работу с теми лицами, которые в той или иной мере причастны к ситуации. В обыденной жизни этими людьми чаще всего бывают члены семьи и сотрудн ...

Структура делового общения
Состоит из пяти основных фраз: 1) Начало беседы. 2) Передача информации. 3) Аргументирование. 4) Опровержение доводов собеседника. 5) Принятие решений. Правильное начало беседы предполагает: точное описание целей беседы, взаимное представление собеседников, название темы, представление лица, ведущего беседу, объявление после­доват ...