Информация » Методы исследования бессознательного по З. Фрейду » Методы исследования бессознательного по з. Фрейду

Методы исследования бессознательного по з. Фрейду
Страница 2

Для того чтобы превратить это патогенное незнание в нормальное знание, перенести «вытесненное» бессознательное в предсознательное, а затем и в сознание, необходимо, как считает Фрейд, восстановить нарушенные внутренние связи, помочь невротику уяснить смысл происходящего и тем самым подвести его к пониманию подлинных причин, обусловивших его страдания. В принципе все это возможно, поскольку в психике человека нет ничего произвольного, случайного, не детерминированного. Согласно Фрейду, каждый психический акт, каждый бессознательный процесс имеет определенный смысл, включает в себя смысловые связи.

Прояснение смысла бессознательных мотивов, влечений и побуждении человека, скрытого от его сознания и совершенно непонятного в силу символического языка самого бессознательного психического, как раз и осуществляется, но убеждению Фрейда, путем скрупулезного и трудоемкого расчищения "отбросов жизни", с тем чтобы постепенно добраться до первооснов человеческого бытия с их исторически сложившимися структурами, специфической образной символикой и иносказательной смыслозначимостыо. Бессознательное громогласно заявляет о себе, хотя сознание человека не слышит его голоса, ибо они говорят на разных языках. Поэтому основатель психоанализа призывает сосредоточить усилия исследователей на расшифровке языка бессознательного.

Сам он пытается создать специальный словник, в котором осуществляется перевод бессознательной символики па язык обыденного сознания. По этому поводу С. Цвейг замелил: "Подобно тому как египтологи использовали таблицу Розетты, начинает и Фрейд наносить значок за значком, начинает разрабатывать для себя словарь и грамматику языка бессознательного, чтобы уразуметь те голоса, которые заучат за нашими словами и за нашим сознанием предостерегающе или зовуще и власти которых мы в большинстве случаев подпадаем более роковым образом, чем велениям сознательной нашей волн".

В соответствии с этим фрейдовским словником видение, например, дома в сновидениях или в галлюцинациях расценивается как символ изображения человека. Дом с гладкими стенами - образ мужчины, здание с балконом и другими выступами - образ женщины. Цифра "три" - мужские гениталии и т. д. Причем буквально все символы во фрейдовском словнике имеют сексуальный подтекст. Поэтому расшифровка языка бессознательного в психоаналитической философии так или иначе замыкается на отыскание сексуальных корней, лежащих в основе мотивационной деятельности человека.

Если обращение к исследованию "отбросов жизни" - составляет одну из характерных особенностей психоаналитической теории познания, то другая ее особенность заключается в редукции настоящего к прошлому. Археологические раскопки человеческой психики в психоаналитической философии являются не чем иным, как исследовательской процедурой редукционистского характера, в соответствии с которой познание бессознательного осуществляется путем погружения в глубины человеческого бытия. Оказывается, что "психоанализ не может объяснить ничего настоящего, не сведя его к чему-нибудь прошлому".

Этим прошлым для Фрейда является как раннее детство отдельного человека, так и первобытное состояние человеческого рода. Изучение и толкование сновидений, будучи, по убеждению основателя психоанализа, важным средством "для познания бессознательного", наглядно демонстрируют истоки бессознательных желаний человека, уходящих своими корнями в прошлое. "Работа сновидений, - замечает Фрейд, - возвращает нас к доисторическому времени двоякого рода: во-первых, это - индивидуальный доисторический период, детство; во-вторых, поскольку каждый индивид в своем детстве так или иначе вкратце повторяет развитие человеческого рода, это - филогенетическая доисторическая эпоха".

В конечном счете психоаналитическая теория познания оказывается опирающейся на фрейдовский постулат, согласно которому источником бессознательного является нечто инфантильное. Поэтому "вытесненное" бессознательное взрослых людей рассматривается в психоаналитической философии исключительно через призму желаний и влечений человека, имевших место еще в детстве.

Страницы: 1 2 3 4

Психическое здоровье как психолого-педагогическая проблема. Психологические аспекты психического здоровья детей
Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др. Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин “психическое здоровье” неоднозначен, он, прежде всего как бы связывает две ...

Типология переговоров
Возможны различные типологии переговоров. Одним из критериев для классификации может быть количество участников. В этом случае выделяют: 1) двусторонние переговоры; 2) многосторонние переговоры, когда в обсуждении принимают участие более двух сторон. На основе факта привлечения третьей нейтральной стороны или без такового разграничив ...

Коммуникация и эмоции
Известная роль эмоций в коммуникации между людьми и животными дополняется, однако, возможностью преднамеренного усиления эмоционального ответа преднамеренным усилением мимики (гипотеза мимической обратной связи — the facial feedback hypothesis) ...