



Разработка Программы
профилактики организационного стресса для конкретной должностиСтраница 2
Целью Программы является формирование у участников профессиональных и личностных преимуществ, повышающих их личную конкурентоспособность:
- Повышение профессиональной компетентности в области психологии управленческого стресса, освоение базовых техник стресс-менеджмента
- Освоение современных прикладных технологий саморегуляции психоэмоциональных состояний, возникающих в экстремальных ситуациях управленческой деятельности
- Приобретение опыта использования психотехнологий самосбережения для целей повышения эффективности профессиональной и управленческой деятельности
- Формирования навыков антистрессового стиля жизни
Б) В качестве должности, для которой будет разрабатываться Программа, была выбрана «Психолог».
В таблице 3 представлена диагностика модулей профессии и возможных стрессоров.
Таблица 3
Диагностика организационного стресса
Модуль профессии |
Содержание работы |
Возможные организационные стрессоры |
знание психологических особенностей |
изучает влияние психологических, экономически и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников организации в целях разработки мероприятий по улучшению условий их труда и повышению эффективности работы |
Вызывающее стресс поведение других сотрудников Высокий уровень стресса у руководителя Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента Личностные характеристики |
знание физиологических особенностей |
проводит совместно с физиологом (эргономистом) обследования индивидуальных качеств работников, особенностей их трудовой деятельности, связанных с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенности трудом. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время его работы |
Вызывающее стресс поведение других сотрудников |
профессионализм и коммуникабельность |
подготавливает рекомендации и предложения по внедрению в производственную практику результатов психологических исследований способствующих организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, и осуществляет контроль за их выполнением |
Отсутствие профессионального общения Низкий уровень мотивации Низкая оргкультура |
SWOT – анализ организационного стресса:
Работник | |
Сильные стороны Высокий профессиональный уровень кадров Многоступенчатая система обучения Консультация руководителей организаций по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива Передовой отечественный и зарубежный опыт работы психологов в организации |
Слабые стороны Нехватка средств на проведение профессиональной переподготовки кадров Разработка системы мотивации персонала для повышения образовательного уровня |
Возможности Эффективная система контроля качества труда |
Угрозы Недостаточное материальное стимулирование профессионального коллектива Конкуренция со стороны других организаций Потеря части профессионального состава из-за плохого материального положения |
Организационная среда |
Разработка возможной программы профилактики организационного стресса представлена в таблице 4.
Таблица 4
Вид стрессора |
Способы профилактики на уровне | |
работника |
организации | |
Отсутствие профессионального общения |
Умение планировать и определять приоритеты в профессиональной деятельности |
Развитие управленческой компетентности менеджеров |
Низкий уровень мотивации |
Самоанализ своего стиля поведения и деятельности в аспекте управления стрессом |
Развитие управленческой компетентности менеджеров |
Низкая оргкультура |
Умение управлять эмоциями и эффективно их выражать |
Умение конструктивно критиковать. Умение адекватно воспринимать критику |
Разрешение невротических конфликтов
Чем больше человек осознает, какие бесконечно опасные конфликты разрушают личность, тем более настоятельной является потребность подлинного разрешения. Хорни считает, что существует только один путь: конфликты разрешаются только изменением тех внутренних условий личности, которые привели к их возникновению[5].
Целью терапии может быть ...
Эмоции и чувства, их место в психике человека.
В длинном пути эволюции человека эмоции всегда играли роль средства для обеспечения наиболее успешного и быстрого удовлетворения потребностей. Эмоции отражают те отношения, которые складываются у личности с отдельными объектами отражения, с другими людьми. Роль эмоциональных явлений в жизни человека велика, они напрямую связаны с удовле ...
Осязательные ощущения
Взаимодействие двигательных и кожных ощущений дает возможность более детального изучения предмета. Этот процесс – процесс сочетания кожных и двигательных ощущений – называется осязанием. Осязание включает ощущения прикосновения и давления в единстве с мышечно-суставными ощущениями. Осязание – это и экстеро-, и проприоцептивная чувствите ...
