Информация » Психологические особенности предпринимательства » Предпринимательство как деятельность

Предпринимательство как деятельность
Страница 1

В современной отечественной психологии предпринимательство, как правило, рассматривается с позиции традиционного деятельностного подхода. Примечательно, что и значительное число зарубежных работ находится в прямом соответствии с ним.

Любая человеческая деятельность, в том числе и предпринимательская, имеет определенную структуру. Она включает в себя цели – будущие результаты, на достижение которых направлена деятельность; потребности мотивы побуждающие к деятельности; предмет, видоизменение которого возможно для достижения цели знание об этом предмете, способы и средства достижения цели, а так же условия деятельности.

Единицей деятельности является действие. Оно осуществляется такими средствами и способами, которые, отвечая условиям деятельности, способствуют реализации выбранной цели.

Данное понимание структуры деятельности впервые четко сформулировано в работах Л.Н. Леонтьева и до сих пор поддерживается в отечественной психологии. Рассмотрим отдельные элементы этой структуры. Начнем с цели, или чего хочет добиться, получить или создать человек, и что является предвосхищаемым результатом.

А. Коул считает: «Цель направлена на создание, сохранение или увеличение ориентированной на получение прибыли организационной единицы. Данная единица занимается производством или распределением хозяйственных благ, чтобы добиться денежной или иной выгоды, являющейся мерой успеха, во взаимодействии с внутренней ситуацией в самой организации или с экономическими, политическими и социальными условиями периода, позволяющего значительную степень принятия решений»[1]. Из этого определения следует предпринимательской деятельности – получение «денежной или иной выгоды», что главная цель. Под денежной выгодой понимается прибыль, которая по мнению Д. Вэнса, «в известном смысле содержит в себе такие выгоды»[2].

Однако «средой» деятельности предпринимателя является, по выражению другого известного американского исследователя Ф. Найта, неопределенность. Необходимость окунаться в нее возникает тогда, когда экономическая ситуация не может быть типизирована на основании прошлого опыта и вероятностный характер событий неизвестен следовательно, человек является предпринимателем, если у него есть готовность к занятию такой деятельностью, при которой само получение прибыли и ее величина будут неопределенным. При этом человек берет на себя конечную ответственность за реализацию своей задачи. В процессе предпринимательской деятельности, по словам И. Шумптера, «при производстве совершенно нового блага, которое в начале надо навязать потребителям хотя бы даром», должна проявиться готовность к получению минимальной прибыли и даже убыткам.

В таких ситуациях проявляется исключительная особенность предпринимателя от капиталиста, которая состоит, по утверждению И. Шумптера, в том, что этот человек отождествляет себя с делом, а не с капиталом. Только предприниматель способен замечать и делать то, что не замечают и не делают другие люди, несмотря на рискованность большинства мероприятий.

Чем же обусловлена предпринимательская цель? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть элемент структуры предпринимательской деятельности, который называется мотивами или внутренними побуждениями к деятельности.

Особое место зарубежные психологи уделяют мотиву достижения. По мнению Д. Маккленанда, мотив достижения успеха каждым отдельным человеком во многом определяет прогресс экономики всего общества. Мотив же избегания неудачи проявляется значительно реже. Очень важная черта предпринимателя – вера в свой успех, а так же ответственность за принятие решений, а также за их реализацию. Мотив соединенный с верой, придает предпринимательству страстность, увлеченность, создает впечатление легкости предпринимательского труда.

И. Шумптер выделяет три предпринимательских мотива. Первый – потребность в господстве, власти влиянии. Она материализуется в накоплении предпринимателями имущества. Второй – жажда победы, стремление к успеху в борьбе с соперником и с самим собой. Третий мотив – радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел.

Отечественные исследователи А.Д. Смирнов, В.Ф. Максимов, Д.Н. Акуленок и др. видят мотивационную структуру предпринимателя так. Во- первых, необходимо острое желание выделиться, проявить себя, удовлетворить здоровое самолюбие. Во – вторых стремиться к независимости. В – третьих, желать принести благо обществу. В – четвертых удовлетворить личные потребности в лидерстве. В – пятых проявить потребность в самовыражении, самоактуализации, которая является отчаянной борьбой за бессмертие. Наиболее ярко выражена такая мотивация у творческих людей, и заключается она в стремлении «оставить после себя след на земле».

Ни в одной вышеперечисленных мотивационных структур не встречается весьма актуальная для белорусских предпринимателей мотивация вынужденного занятия этим видом деятельности в ущерб своим интересам. Назовем ее вынужденной мотивацией обеспечения себя и своей семьи жизненно важными предметами потребления, вызванной нежеланием влачить жалкое нищенское существование.

Страницы: 1 2 3

Заключение.
Изучение личности преступника включает в себя исследование психологических механизмов противоправного поведения, мотиваций различных видов преступлений, роли и соотношений индивидуально-психологических и социально-культурных факторов в формировании личности преступника и противоправного поведения, влияние на него устойчивых и ситуативны ...

Стресс-менеджмент
Стресс в современной компании – проблема, которой уделяют много внимания. Руководитель должен следить за психологическим состоянием сотрудников, при этом, не забывая о своей стрессоустойчивости. Для уменьшения риска стресса, необходимо оперативное планирование. Если начальник говорит своим сотрудникам: "Необходимо срочно сделать эт ...

Диагностический тест
В качестве объекта исследования выбираем мальчика 10 лет. Исследование проводим по методике Лосева А.А. «Методика экспертных оценок по определению одаренных детей». В данной методике перечислены 10 сфер, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Необходимо дать оценку в баллах (по пятибалльной систе ...