Структура личности
Страница 2

Говорят, что эго подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности – предотвратить разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения. Принцип реальности временно приостанавливает действие принципа удовольствия, хотя при обнаружении нужного объекта и снижении напряжения «обслуживается» именно принцип удовольствия. Принцип реальности связан с вопросом об истинности или ложности опыта – то есть обладает ли он внешним существованием, – в то время как принцип удовольствия заинтересован лишь в том, приносит ли опыт страдание или наоборот.

Вторичный процесс – это реалистическое мышление. При помощи вторичного процесса эго формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке – как правило, некоторым действием, – чтобы выяснить, срабатывает ли он. Голодный человек думает о том, где можно найти пищу, а затем начинает именно там ее искать. Это называется проверка реальностью. Чтобы удовлетворительно играть свою роль, эго контролирует все когнитивные и интеллектуальные функции; эти высшие ментальные процессы обслуживают вторичный процесс.

Эго называют исполнительным органом личности, так как оно открывает двери действию, отбирает из среды то, чему действие должно соответствовать, решает, какие инстинкты и каким образом должны быть удовлетворены. Осуществляя эти чрезвычайно важные исполнительские функции, эго вынуждено стараться интегрировать часто противоречивые команды, исходящие от ид, суперэго и внешнего мира. Это непростая задача, часто держащая эго в напряжении.

Однако следует иметь в виду, что эго – эта организованная часть ид – является для того, чтобы следовать целям ид и не фрустрировать их и что его сила черпается из ид. Эго не обладает существованием, отдельным от ид в абсолютном смысле всегда зависимо от него. Его главная роль быть посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды; его высшая цель – поддерживать жизнь организма и увидеть, что вид воспроизводится.

Третья и последняя развивающаяся система личности – суперэго. Это внутренняя репрезентация традиционных ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку. Суперэго – это моральная сила личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия. Его основная задача – оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом.

Суперэго как сопровождающий человека интернализированный моральный арбитр развивается в ответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Чтобы получать награды и избегать наказаний, ребенок учится строить свое поведение в соответствии с требованиями родителей. То, что считают неправильным и за что наказывают ребенка, инкорпорируется в совесть — одну из подсистем суперэго. То, что они одобряют и за что награждают ребенка, включается в его эго-идеал – другую подсистему суперэго. Механизм обоих процессов называется интроеция. Ребенок принимает, или интроецирует, моральные нормы родителей. Совесть наказывает человека, заставляя чувствовать вину, эго-идеал награждает его, наполняя гордостью. С формированием суперэго на место родительского контроля встает самоконтроль.

Основные функции самоконтроля: 1) препятствовать импульсам ид, в частности, импульсам сексуального и агрессивного плана, ибо проявления их осуждаются обществом; 2) «уговорить» эго сменить реалистические цели на моральные и 3) бороться за совершенство. Таким образом, суперэго находится в оппозиции к ид и к эго и пытается строить мир по своему образу. Однако суперэго подобно ид в своей иррациональности и подобно эго в стремлении контролировать инстинкты . В отличие от эго суперэго не просто отсрочивает удовлетворение инстинктивных потребностей, оно их постоянно блокирует.

Страницы: 1 2 3

Понятие и природа человеческих потребностей
Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, которое оказывается возможным благодаря деятельности. Выявить причины этой активности, ее психологические формы и проявления означает охарактеризовать личность со стороны ее направленности и важнейших жизненных отношений. Что же выступает в качестве источника ...

Суть детско-родительских отношений
Попытки выяснить происхождение родительского чувства вызвали к жизни немало интереснейших теорий, стали объектом острейшей научной полемики. Вспомним слова Я.Корчака: «Исследователи решили, что человек зрелый руководствуется серьезными побуждениями. ребенок – импульсами, взрослый логичен, ребенок во власти прихоти воображения, у взросл ...

Причины
Причин самоубийств, не так много, но поводов великое множество: бедность, отношения в семье и со сверстниками, алкоголь и наркотики, неразделённая любовь, пережитое в детстве насилие, социальная изоляция, расстройства психики, включая депрессию с шизофренией, и так далее. ...