Информация » Познавательные процессы личности » Понятие и виды мышления и воображения

Понятие и виды мышления и воображения
Страница 2

Познавательная активность мышления следователя проявляется также в способности к интегрированию идей - свойстве мышления объединять различные, порой ничем внешне не связанные сведения и на этой основе находить новые объяснения происшедшего.

Глубина, широта мышления. Данное качество тесно связано с активностью мышления и определяется степенью проникновения в сущность изучаемого объекта. Широта мышления характеризуется охватом не только границ изучаемого явления, но и смежных с ним областей познания. Если юрист не привык глубоко вникать в исследуемые события, у него вырабатывается поверхностное отношение к делу. При отсутствии широты мышления, затратив много времени и сил на изучение отдельных, частных вопросов, можно упустить главное.

Прогностичностъ, рефлексивность мышления. Данное качество тесно связано с активностью мышления, его глубиной и широтой. Принимая решение по любому делу, опытный юрист всегда предвидит последствия своих действий, прогнозирует возможное поведение участников процесса, иных лиц, заинтересованных в результатах рассмотрения спора, готовит соответствующие контрдоводы, аргументы для того, чтобы отстоять собственную точку зрения или вовремя от нее отказаться, предусмотрев заранее дополнительные, компромиссные варианты.

Гибкость, подвижность мыслительных процессов. Это - способность увидеть изучаемый объект под новым углом зрения, обнаружить его новые свойства, предназначение, способность переключаться с одного изучаемого явления на другое. В противном случае говорят об инертности, ригидности мыслительных процессов. Ригидность (скованность) мышления проявляется в том, что субъект познания в изучаемом объекте выделяет одни признаки, не замечая других. Например, такая фиксированность может препятствовать качественному осмотру места происшествия, приводить к ошибочным оценкам личности подозреваемого в преступлении, вынуждает следователя длительное время заниматься проверкой бесплодных версий. Напротив, юрист, наделенный живостью, гибкостью, критичностью мышления, в состоянии увидеть допущенные ошибки и быстро перестроиться в своей поисковой деятельности, отказавшись от прежних стереотипов мышления.

Самостоятельность мышления. Данное качество мышления проявляется в самостоятельном, критическом отношении юриста к различным явлениям, в его умении, невзирая на чужие мнения, заметить в процессе расследования неисследованные вопросы, по-новому взглянуть на установленные факты, дав им соответствующую правовую оценку.

Напротив, склонность в своих суждениях и поступках не отличаться от других, боязнь показаться "белой вороной", недостаточно квалифицированным специалистом, вызвать негативное к себе отношение из-за своих взглядов, а также повышенная тревожность - качества, существенно снижающие эффективность мыслительной деятельности юриста, свидетельствующие о конформности его мышления.

Отражая объективный мир, человек не только воспринимает то, что действует на него в данный момент или действовало раньше, но и создает новые образы. Мысленное представление того, что ранее не воспринималось, создание образов предметов и явлений, с которыми человек не встречался, возникновение идеи, образа того, что будет сделано - составляет особую форму психической деятельности. Воображение

- это создание новых образов на основе ранее воспринятых.

Не смотря на то, что воображение представляет собой некоторый отход от действительности, его источником все же является реальность. Воображение опирается на чувственные формы отражения: ощущения, восприятия, представления, хранимые памятью, - без них невозможна деятельность воображения. Особенно тесная связь воображения с мышлением: образ и мысль выступают в неразрывном единстве, а нередко их просто невозможно разделить. Более того, в основе воображения лежат те же процессы, что и мышления.

Возникающие в процессе воображения образы могут создаваться различными способами.

1. Количественное изменение образа реального предмета в сторону увеличения или уменьшения: изменение может относиться к величине предмета (гиганты, гномы), размеру одной части, а также к количеству частей (циклопы, многорукие существа)

2. Агглютинация ("склеивание") - соединение частей разных предметов в новое целое (русалка, кентавр, аэросани).

3. Комбинирование - соединение переработанных свойств и признаков предметов (образ Наташи Ростовой Толстой создавал из черт жены и ее сестры).

4. Типизация - выделение повторяющихся признаков.

5. Акцентирование - преднамеренное подчеркивание, выделение отдельных признаков.

6.Перенос признаков с одних предметов на другие, которые ими не обладают.

7. Аналогия.

Как это видно, образы воображения, какими бы далекими от реальных предметов они ни были, создаются из того, что реально существуют. Значит, воображение - своеобразное отражение действительности. Эти же способы создания образов используются в ситуации дачи ложных показаний, когда искажаются реальные события и факты.

Страницы: 1 2 3

Умение отличать средство от цели, добро от зла
Самоактуализированным людям не свойственны терзания по поводу правомерности того или иного своего поступка. Поведение самоактуализированного человека высоконравственно, а, кроме того, оно и более последовательно, более логично и более однозначно, чем поведение среднестатистического человека. Это люди с твердыми моральными устоями, люди, ...

Причины возникновения семейных конфликтов
Семейные конфликты многообразны. Это и конфликты между супругами, родителями, детьми, это и межпоколенные конфликты между представителями младшего и старшего поколений. Конфликты в семье между её членами возникают по поводу выполнения семейных функций, психологических противоречий, различного понимания семейных целей и задач развития ка ...

Методология изучения исследовательской инициативности
В данной области используются примерно те же методы, что и в других областях психологии. Особенности метода определяются спецификой объекта психологического исследования. В данном случае этим объектом является мотивационная направленность на поиск и получение знаний путем активного взаимодействия с миром, а также способы реализации данн ...