Информация » Познавательные процессы личности » Понятие и виды мышления и воображения

Понятие и виды мышления и воображения
Страница 1

С помощью ощущения и восприятия происходит формирование образов конкретных предметов, мышление же позволяет, с одной стороны, познать такие свойства предметов и явлений, которые не доступны непосредственному восприятию, с другой, - установить сходства и различия предметов и явлений, связи между ними. Таким образом, мышление

представляет собой обобщенное отражение действительности. Мышление осуществляется посредством речи (внутренней, свернутой), т.е. оно опосредовано словом.

Выходя за пределы чувственного познания (восприятия, ощущения) мышление является высшей формой отражения действительности. Таким образом, можно дать определение мышлению как обобщенному, опосредованному отражению действительности.

Мышление включает различные процессы:

• анализ (мысленное разложение целого на части или выделение отдельных его свойств и сторон); и синтез (мысленное соединение частей). Эти процессы возникли из практических действий, реального разложения предметов на части и их соединения. Несмотря на их противоположность, анализ и синтез неразрывно связаны между собой. Хотя эти мыслительные процессы присущи всем и большинство людей относятся к аналитико-синтетическому типу, некоторые из них проявляют склонность к дроблению или соединению, являясь яркими представителями крайних типов. Это необходимо учитывать при проведении допроса, когда допрашиваемому задаются уточняющие или обобщающие вопросы.

• сравнение (установление сходства или различия между предметами и явлениями). В основе сравнения лежат анализ и синтез: на первом этапе предметы или явления расчленяется, выделяются их отдельные признаки, а затем они соединяются, тем самым сравниваясь. Необходимое условие осуществления сравнения - сравнивать по одному основанию.

• обобщение (мысленное выделение общего в предметах или явлениях и объединения их на этой основе). Предпосылкой обобщения является сравнение, только путем него можно установить общее.

• классификация (мысленное разделение предметов или явлений по группам в зависимости от их сходства и различия).

• абстрагирование (мысленное отвлечение от каких либо свойств предметов или явлений).

Мышление может выступать в различных формах:

понятия, суждения, умозаключения. Понятие - это отражение в слове или группе слов общих и существенных признаков предметов или явлений. Формирование понятий происходит в процессе исторического развития человека, а в ходе индивидуального - их усвоение и добавление к их содержанию нового. Каждая наука представляет собой систему понятий.

Всякий мыслительный процесс осуществляется в форме суждений - это утверждение или отрицание чего-либо, отражение связи между предметами или явлениями. Виды суждений:

• утвердительные - отрицательные

• условные - категоричные

• истинные - ложные.

На основе суждений строится умозаключение - это вывод из нескольких суждений. Виды умозаключений:

• индуктивные (от частного к общему)

• дедуктивные (от общего к частному)

• по аналогии (от одних частных случаев к другим).

Мыслительная деятельность - есть решение задачи, которое обязательно содержит в себе вопрос. Именно вопрос является сигналом к началу активизации мышления. Осознание вопроса является первым этапом решения задачи, недаром говориться "хорошо поставленный вопрос - половина ответа". На втором этапе происходит выяснение условий, учет уже известного. Затем следует этап обдумывания: сначала решение выступает в виде гипотезы, предположения, и, если их несколько, выбирается правильная или выдвигается новая. При решении задачи важную роль играет:

• изменение словесной формулировки

• опора на образы

• практические действия

• преодоление барьеров.

Решение задачи может происходить интуитивно, как бы неосознанно. Интуиция - это знания, возникающие без осознания путей и условий их получения. Интуиция всегда основывается на длительном опыте.

Виды мышления:

• по форме: наглядно-действенное (осуществляемое с помощью практических действий), наглядно-образное (связанное с образами, представлениями), словесно-логическое (использующее понятия, обобщения, логические конструкции);

• по характеру решаемых задач: теоретическое и практическое;

• по степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное (творческое).

Результаты мыслительной деятельности могут быть объективно новыми, выступающими открытиями в науке, культуре, технике, и субъективно новыми, т.е. открытиями "для себя".

Мышление играет особую роль в деятельности органов внутренних дел. Многие вопросы, которые приходится решать сотрудникам, имеют проблемный характер. Все это, безусловно, оказывает влияние и предъявляет определенные требования к мышлению юриста.Перечислим основные качества, которыми оно должно обладать.

Познавательная активность, легкость генерирования идей. В этом свойстве проявляются поисковая активность сознания, отражение в нем различных явлений, их свойств и связей. Например, приступая к расследованию преступления, следователь активно стремится найти нужные доказательства, выдвигая различные идеи, объясняющие суть происшедшего. Важную роль в этом процессе играет желание и умение взглянуть на исследуемое событие под разными углами зрения, проанализировав различные варианты его объяснения.

Страницы: 1 2 3

Темперамент и личность
Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспита ...

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка
Эмоциональное воспитание ребенка – бесспорно прерогатива семьи. Следует учитывать, что чувства играют исключительную роль в жизни ребенка. Они «окрашивают» его ощущения, восприятия, представления, мысли. В них выражается отношение ребенка к окружающему миру и к самому себе. В дошкольном возрасте у ребенка появляется эмоциональная регуля ...

Психосексуальное развитие и его роль в развитии личности
В течение первых пяти лет жизни ребенок проходит ряд динамически дифференцированных стадий, вслед за чем наступает пяти-шестилетний период – латентный период – когда динамика более или менее стабилизируется. С наступлением подросткового периода динамика вновь усиливается и затем постепенно, по мере перехода ко взрослости, спадает. По Фр ...