Информация » Роль и место психолога в образовательном пространстве » Содержание, формы и средства работы психолога в учреждениях образования

Содержание, формы и средства работы психолога в учреждениях образования
Страница 1

Психолог, работая в любом детском учебно-воспитательном учреждении, решает основные задачи практической психологии образования.

Определив главным объектом своего внимания ребенка, психолог осуществляет общий контроль за ходом их психического развития на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса. Предметом психологической диагностики является определение психологического статуса ребенка: особенностей развития психических функций, склад его личности, характера, темперамента.

На основе скрининга выделяется «группа риска», которая нуждается в особом внимании психолога. В отношении этих детей он использует как общие, так и специальные формы работы (стимулирующая психодиагностика, возрастно-индивидуальное консультирование, телефон доверия, тренинг мотивации достижения, тренинг причинных схем, тренинг общения и ролевого поведения, игровая коррекция поведения, сеансы психологической гимнастики и психотерапии, психопрофилактические беседы и консультации).

Практический психолог ответственен прежде всего за соблюдение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для психического и личностного развития каждого ребенка на всех этапах. Он должен способствовать тому, чтобы возрастные особенности детей не просто учитывались, а активно формировались и служили основой дальнейшего развития ребенка. Ребенок на каждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовить его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.

При разработке необходимых для развития ребенка условий следует опираться на обоснованный Л.С.Выготским принцип «зоны ближайшего развития». Использование этого принципа при создании психолого-педагогических программ позволяет проектировать тот уровень развития, которого ребенок может достичь в ближайшее время. Основная сложность претворения этого принципа в практике заключается в том, что «зона ближайшего развития» всех сторон личности и интеллекта ребенка предполагает сотрудничества ребенка и взрослого в совместной деятельности.

Взрослый человек создает «зону ближайшего развития», организуя ведущую деятельность ребенка и сотрудничество в пространстве этой деятельности. В психологической теории и практике чётко отработанны содержание, методы и формы организации ведущей деятельности «игре или учебной деятельности».

«Зона ближайшего развития» подростков и старшеклассников предполагает сотрудничество со взрослыми в пространстве проблем самосознания, интеллектуальной и личностной рефлексии, самоорганизации и саморегуляции. В этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на отношения между людьми, на свое будущее, формируются личностные смыслы жизни.

Организационные трудности создания «зоны ближайшего развития» подростка и старшеклассника связаны с тем, что ведущая в этом возрасте деятельность не является обязательной не включена в учебно-воспитательные планы школы. Поэтому практически должен предусмотреть определенные формы взаимодействия с детьми (индивидуальные и групповые), помогающие ликвидировать этот пробел. Но есть и другая трудность. Дл этой работы важен высокий уровень личностной зрелости самого психолога: только высокий профессионализм психолога позволит ему не навязывать ребенку своих взглядов, не стараться воспитать ребенка по своему образу и подобию, а способствовать развитию психологических образований, обеспечивающих возникновения и укрепления собственных взглядов, мнений, оценок, переживаний, отношений и стремлений.

Страницы: 1 2 3

Причины криминализации личности
Как известно преступления – не случайный по отношению к личности факт. В своей основе оно приготовлено предшествующей жизнью человека, теми его чертами и качествами, которые предопределили в конкретной ситуации выбор общественно опасного поведения. Преступное поведение практически всегда рассматривалось в соответствующих координатах: «с ...

Обработка результатов
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются: 1. табличный (социометрическая матрица), 2. графический (социограмма) 3. и индексологический (социометрические индексы). ...

Теоретические представления С.Л. Рубинштейна. Принцип единства сознания и деятельности
В 30е годы формируются основные принципы психологической науки: детерминизма (важным этапом в реализации этого принципа было создание Л.С. Выготским культурно - исторической концепции), принцип единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна и его принцип развития. Понятия сознания и деятельности - узловые категории психологической н ...