Информация » Супруги остаются вдвоем. Супруг остается один » Психологическая помощь супругу, оставшемуся одному в результате смерти партнера

Психологическая помощь супругу, оставшемуся одному в результате смерти партнера

Смерть близкого не только является источником болезненных переживаний, но и предоставляет возможность личностного роста для горюющих членов семьи. Консультант, работающий с семьей, может помочь ее членам реализовать эту возможность (Олифирович Н. И., 2006).

Работа со взрослыми членами семьи включает в себя следующие направления:

1. Информирование о психологических закономерностях горевания и о том, что это длительный процесс.

2. Психологическое сопровождение и поддержка семьи в процессе горевания:

- Помощь в осознании и принятии факта смерти члена семьи.

- Оказание членам семьи психологической поддержки и помощи в отреагировании сильных чувств, связанных с болью потери.

- Помощь в реорганизации жизни семьи после смерти одного из ее членов (перераспределение семейных ролей и функций, выработка ритуалов). Важно, чтобы ритуалы соответствовали традициям данной семьи. Семейный ритуал дает возможность каждому выразить свои личные чувства к ушедшему, позволяет чтить память умершего члена семьи и получать поддержку как внутри семьи, так и за ее пределами, принимая соболезнования и помощь от друзей и родственников (Олифирович Н. И., 2006).

- Помощь в завершении эмоциональных отношений с умершим (отреагирование сильных чувств по отношению к нему и факту его смерти).

3. Поддержка и помощь членам семьи в планировании своей дальнейшей жизни.

Психологическая поддержка в работе с семьями, переживающими потерю, занимает большую часть консультативного процесса. Она подразумевает полноценное присутствие психолога, наблюдение за происходящим и проявление чувства сострадания, при сохранении личных границ. Задачи консультанта: быть рядом и слушать; не форсировать результат; проявлять уважение и принимать то, что происходит; видеть пользу в выражении членами семьи их скорби; позволить себе стать человеком, на которого члены семьи могут опереться (Олифирович Н. И., 2006).

Важным элементом в работе с потерей является включение членов семьи в системный процесс переживания горя, удержание их от импульсивного желания уйти от ситуации и болезненных переживаний, оказание помощи в поиске внутренних семейных ресурсов для преодоления данного кризиса (Олифирович Н. И., 2006).

От «образа мира» к «концептуальной системе личности»
Многозначное понятие «образа мира» встречается в ряде трудов западных психологов, среди которых следует отметить выдаюшегося психиатра, основателя аналитической психологии C.G. Jung. Образ мира, в его концепции, предстает динамическим образованием, который может все время меняться так же, как и мнение человека о себе. Каждое открытие, к ...

Воспитание в семье
Вместе с педагогическим воздействием на детей с ЛДМ, осуществляемым с помощью специальных педагогических средств педагогами-профессионалами, в общей реабилитации ребенка немалую роль играет семья. Дети с ЛДМ вносят в семью ряд сложностей, у родителей добавляется хлопот и становится меньше радостных минут, ребенок не оправдывает их ожида ...

Принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна
Положения диалектико-материалистического принципа детерминизма были развиты С. Л, Рубинштейном в связи с анализом философских проблем психологии (изучением природы психических явлений). Здесь происходит двухсторонний процесс: развитие психологической теории на философской основе диалектического материализма и развитие самих философских ...