



Психологическая помощь при данном кризисе. Психологическая помощь супругам, оставшимся вдвоем
Для диагностики данного кризиса могут быть использованы следующие методики (Олифирович Н. И, 2006):
- выявление уровня сплоченности семьи — методики FAST (тест Геринга), «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер, О. В. Черемисин), FACES-3 (Д. X. Олсон, Дж. Порт-нер, И. Лави, в адаптации М. Перре);
- выявление взаимных претензий, обид и оценок супругами друг друга — методика «Мое письмо о супруге» (С. А. Белорусов);
- выявление эмоционального фона семьи и некоторых параметров супружеских отношений — методика «Удовлетворенность браком» (В. В. Столин, Т. М. Романова, Г. П. Бутенко), опросник «Понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность» (А. Н. Волкова);
- анализ ролевой структуры семьи — методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А. Н. Волкова), анкета «Семейные роли» (в модификации А. В. Черникова).
В данный период существования семьи супружеская пара, которая долго была занята воспитанием детей, вынуждена отойти от привычных ролей. В качестве превентивной помощи с целью подготовки к выходу на пенсию супругам можно рекомендовать посещение групп поддержки, в которых принимают участие успешно адаптировавшиеся пенсионеры (Олифирович Н. И, 2006).
Психологическая помощь, направленная на адаптацию к выходу на пенсию, включает несколько этапов:
1. Осознание и принятие факта выхода на пенсию.
2. Коррекция представлений о данном периоде как окончании активной жизни.
3. Поиск новых интересов и планирование жизни на пенсии.
4. Помощь в осознании ресурсов семьи (нуклеарной и расширенной) для повышения качества функционирования в пенсионный период.
В работе с супружескими парами, переживающими данный нормативный кризис, рекомендуется проводить индивидуальную и (или) супружескую терапию. Психологическая помощь может быть направлена на разрешение следующих проблем (Олифирович Н. И, 2006):
- заключение нового супружеского договора: перераспределение обязанностей и реорганизация свободного времени;
- ролевая реорганизация семьи;
- реорганизация детско-родительских отношений;
- принятие имеющегося опыта жизни (профессиональной и личной).
Детская одаренность
Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложно ...
Анализ результатов исследования и эффективности проведенной работы
Исходя из результатов констатирующего и контрольного этапов, следует отметить, что их результаты отличаются, а именно: на начальном (констатирующем) этапе 36,4% опрошенных студентов 1-го курса показали «прагматический» мотив, 55,3% студентов 2-го и последующих курсов проявили «профессиональные» мотивы, 8,3% опрошенных не считают наличие ...
Основные типы акцентуаций характера по Личко
Существует две классификации типов — первая предложена К. Leonhard(1968), а вторая - Личко А. Е. (1977).
В данной контрольной работе представлена классификация А.Е. Личко, которая состоит из 11 типов акцентуации характера
Гипертимный
тип. Ребенок с. детства шумлив, общителен, чрезмерно самостоятелен, смелостью, склонен к озорству. У ...
