



Методики
определения акцентуации характераСтраница 1
«Тяжелый характер» – всегда преграда для нормальных человеческих взаимоотношений. Например, причиной конфликта может выступать такая черта характера, как формализм. У некоторых людей формализм является проявлением застревающего и педантичного типа акцентуаций характера. Но чаще за формализмом скрывается бездушие и лень. У некоторых людей причиной формализма является желание ощутить свою власть: кому-то приятно, чтобы его просили, заискивали перед ним, унижались.
Иногда формализм отражает подозрительность и тогда индивид во всех людях усматривает потенциальных жуликов и страхуется, пропуская через фильтр многочисленных справок.
То есть в повседневной жизни не так уж редко приходится сталкиваться с личностными барьерами общения, обусловленными характерами людей.
Распознавание типа акцентуации у человека представляет собой немаловажную практическую задачу.
Тип акцентуации характера указывает на слабые места характера и, тем самым, позволяет предвидеть факторы, способные вызвать понятие декомпенсации или психогенные реакции, ведущие к дезадаптации. Тем самым открываются перспективы для профилактических работ.
В 1970 году А.Е. Личко был составлен и апробирован предназначенный для подростков патохарактерологический опросник. Опросник предназначен для определения в подростковом возрасте (14 – 18 лет) типов характера при психопатиях, психопатических развитиях, а также при акцентуациях характера, являющихся крайними вариантами нормы. В настоящем виде ПДО не может быть использован как вспомогательный прием при постановке диагноза психопатия.
В опросник вошли фразы, разбитые на 25 тем. В число тем вошли оценка собственных витальных функций (самочувствие, настроение, сон, сексуальные проблемы и т. д.), отношение к близким и окружающим (родителям, друзьям, школе и т. п.) и к некоторым абстрактным категориям (к критике, к наставлениям, к правилам и законам и т. п.). В наборы включены фразы, отражающие отношение разных характерологических типов к ряду жизненных проблем, а также фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения.
Диагностика типа на основе самооценки испытуемых своих отношений кажется авторам опросника более надежной, чем исследования, где подростку самому предлагается отмечать у себя те или иные черты характера.
Испытуемому представляется свобода выбора одного или нескольких (не более трех) ответов на каждую тему или отказа от выбора. Затем предлагается из тех же наборов выбрать наиболее неподходящие отвергаемые ответы. Свобода выбора лучше может раскрыть систему отношений, чем альтернативные решения «да» или «нет», применяемые в большинстве опросников. Значение выборов оставалось испытуемому неизвестным.
В обоих исследованиях разрешается отказываться от выбора ответа отдельных таблиц – наборов (проставляя 0 в регистрационном листе). Если число таких отказов в обоих исследованиях составляет в сумме 7 и более, то это свидетельствует либо о трудности работы с опросником в силу невысокого интеллекта (встречается при легкой дебильности), либо о негативном отношении к исследованию (при достаточном интеллекте).
В основе теста – опросника Шмишека лежит концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда, согласно которой акцентуации – это «заострение» некоторых, присущих каждому человеку, индивидуальных свойств. К. Леонгард различает акцентуированные свойства характера и темперамента.
Тест содержит 10 шкал, которые реализованы в виде перечня из 88 вопросов, предполагающих один из двух вариантов ответов: «да» и «нет».
Для проведения теста необходимо иметь тестовый буклет со стандартной инструкцией, а также стандартный ответный лист, в котором рядом с номером пункта испытуемым заносятся знаки ( + ) или ( - ) в соответствии с вариантом ответа.
Для определения акцентуаций также применяется методика аутоидентификации акцентуаций характера Э.Г. Эйдемиллера.
По инструкции необходимо ознакомиться с содержанием всех предложенных характеристик и выбрать одну или несколько карточек, на которых, по мнению испытуемого, наиболее полно и похоже описан его характер. Если испытуемый выберет несколько карточек сразу, то надо разложить их в порядке важности.
Для проведения исследования требуется 13 карточек с описанием характерологических типов.
Изучение мотивации и мотивов человека. Методы изучения мотивации и мотивов
Выполнение задач, стоящих перед психологической наукой, в известной мере зависит от того, насколько успешным будет изучение различных сторон человеческой активности, закономерностей ее изменения и возможностей регулирования в нужном направлении.
Рассматривая мотивацию человека как психологический феномен, ученые столкнулись со многими ...
Меры профилактики стресса
В последние годы усилился интерес к организации профилактической работы по предотвращению стрессов уже на основе использования способов саморегуляции и самоуправления состоянием. Формирование таких качеств, как эмоциональная устойчивость, выносливость, усидчивость, открытость, доброжелательность вряд ли можно рассматривать только как ра ...
Обработка результатов
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются:
1. табличный
(социометрическая матрица),
2. графический
(социограмма)
3. и индексологический
(социометрические индексы). ...
