Информация » Групповая динамика. Неформальные группы » Изучение неформальных групп и ее использование в сфере управления

Изучение неформальных групп и ее использование в сфере управления

Неформальные группы являются одним из видов малых групп. Малой группой называется – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и процессов.

Малая неформальная группа – совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, ощущают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими как члены данной группы.

Неформальные группы формируются сами по себе и среди членов группы появляется лидер. Такие группы, существуют в рамках любой организации, и могут действовать в направлении интересов и целей организации, против ее интересов и целей и безразлично по отношению к ним.

Реально управлять неформальной группой можно при условии, что субъект управления располагает точной информацией о наличии такой группы и ее структуры. Получить такую информацию позволяет проведение групповой социометрии, суть которой на операциональном уровне анализа определяется понятие «выбор». Исходя из особенностей группы, формулируют вопросы побуждающие членов группы выбирать членов группы в качестве партнеров как для эмоционально-чувственного общения, так и для делового взаимодействия. В этом случае характеристикой группы является структура, которая фиксирована и является результатом отношений. Этапами социометрии являются:

Выделение критериев формирования отношений в данной группе (формальные и неформальные).

Подготовка вопросов по каждому критерию.

Проведение опроса в группе.

Построение социоматрицы:

Таблица 1

Социоматрица

№ п\п

Ф.И.О.

Формальные критерии

Неформальные критерии

кого

кто

степень интереса

кого

кто

степень интереса

Строиться социограмма, где выделяются следующие статусные роли: лидеры, эксперты, члены группы и изгои.

Далее проводиться анализ результатов. На основе социограммы выявляется структура: кто какую роль занимает и насколько это формально. Также рассчитывается индекс сплоченности группы (И=n/N, где n – количество взаимных выборов, а N – количество выборов вообще).

Социометрию можно проводить с учетом мотивов выборов, что существенно обогатит анализ групповой дифференциации.

В каждой социальной организации есть: 1) единая цель, 2) система власти или управления, 3) распределение функций. Достижение основных целей требует сотрудничества многих людей, каждый из которых выполняет строго предписанные функции.

Социально-психологической диагностике подлежит множество вопросов, связанных с функционированием социальных организаций. Конкретно организационная диагностика включает в себя:

оценка состояния и развития потенциала социальной организации в целом;

оценка отдельных сотрудников и профессиональных групп.

Проведение тестовой методики «Диагностики ценностно-ориентационного единства организации»

Изучение единства организации можно провести по средствам диагностики организационной культуры, которая включает в себя изучение социально-психологического климата социальной организации, системы ценностей. Методика по изучению социально-психологического климата позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компонент отношений в организации. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности – на уровне удовлетворенности «нравится – не нравиться», «приятный – неприятный» и т.д.[5]

Выводы.
На основании изучения темы «психология характера» можно сделать следующие выводы. В целом данная тема раскрыта в юридической литературе достаточно полно и содержательно. Все авторы, научные труды которых я использовала при подготовке данной работы уделяют достаточно много внимания психологии характера, дают различные классификации хара ...

Особенности информационной войны во время агрессии НАТО против Югославии
При подготовке агрессии против Союзной Республики Югославии (СРЮ) НАТО придавало большое значение организации и ведению информационной войны. Военно-политическое руководство блока исходило из того, что умелое и эффективное осуществление информационно-психологического воздействия в значительной степени определит уровень международной под ...

Психология ответственности.
Далее рассмотрим психологию ответственности. Ответственность можно классифицировать главным образом по видом ролевых обязанностей и социальных отношений, из которых они возникают, то есть на основе объекта ответственности. Различают моральную, юридическую, профессиональную, политическую и другие виды ответственности. Все эти виды ответс ...