Информация » Групповая динамика. Неформальные группы » Изучение неформальных групп и ее использование в сфере управления

Изучение неформальных групп и ее использование в сфере управления

Неформальные группы являются одним из видов малых групп. Малой группой называется – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и процессов.

Малая неформальная группа – совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, ощущают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими как члены данной группы.

Неформальные группы формируются сами по себе и среди членов группы появляется лидер. Такие группы, существуют в рамках любой организации, и могут действовать в направлении интересов и целей организации, против ее интересов и целей и безразлично по отношению к ним.

Реально управлять неформальной группой можно при условии, что субъект управления располагает точной информацией о наличии такой группы и ее структуры. Получить такую информацию позволяет проведение групповой социометрии, суть которой на операциональном уровне анализа определяется понятие «выбор». Исходя из особенностей группы, формулируют вопросы побуждающие членов группы выбирать членов группы в качестве партнеров как для эмоционально-чувственного общения, так и для делового взаимодействия. В этом случае характеристикой группы является структура, которая фиксирована и является результатом отношений. Этапами социометрии являются:

Выделение критериев формирования отношений в данной группе (формальные и неформальные).

Подготовка вопросов по каждому критерию.

Проведение опроса в группе.

Построение социоматрицы:

Таблица 1

Социоматрица

№ п\п

Ф.И.О.

Формальные критерии

Неформальные критерии

кого

кто

степень интереса

кого

кто

степень интереса

Строиться социограмма, где выделяются следующие статусные роли: лидеры, эксперты, члены группы и изгои.

Далее проводиться анализ результатов. На основе социограммы выявляется структура: кто какую роль занимает и насколько это формально. Также рассчитывается индекс сплоченности группы (И=n/N, где n – количество взаимных выборов, а N – количество выборов вообще).

Социометрию можно проводить с учетом мотивов выборов, что существенно обогатит анализ групповой дифференциации.

В каждой социальной организации есть: 1) единая цель, 2) система власти или управления, 3) распределение функций. Достижение основных целей требует сотрудничества многих людей, каждый из которых выполняет строго предписанные функции.

Социально-психологической диагностике подлежит множество вопросов, связанных с функционированием социальных организаций. Конкретно организационная диагностика включает в себя:

оценка состояния и развития потенциала социальной организации в целом;

оценка отдельных сотрудников и профессиональных групп.

Проведение тестовой методики «Диагностики ценностно-ориентационного единства организации»

Изучение единства организации можно провести по средствам диагностики организационной культуры, которая включает в себя изучение социально-психологического климата социальной организации, системы ценностей. Методика по изучению социально-психологического климата позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компонент отношений в организации. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности – на уровне удовлетворенности «нравится – не нравиться», «приятный – неприятный» и т.д.[5]

Ролевое поведение.
Любой акт делового общения, детерминированный рассмот­ренными выше факторами, может быть представлен как ролевое поведение. "Роль" - это способ поведения, задаваемый обществом. Она складывается из двух переменных - базовых психологических установок нашего "Я" и ожиданий других людей. Бывает, что в течение одного дня ...

Дифференциация эмоций
Теория Джеймса-Ланга (James-Lange, 1884) предполагает наличие определенного Паттерн (Образа) активности вегетативной нервной системы на каждую отдельную эмоцию. Это утверждение получило подтверждение работами Экмана и Фризена (Ekman and Friesen, 1990) ...

Анализ и интерпретация результатов
Включенное наблюдение, а также характеристики классного руководителя свидетельствуют о том, что в целом класс заметно раздроблен: ученическая группа разбита на малые подгруппы (3–4 человека), которые являются референтными. Внутри этих групп общение продолжается и вне учебной деятельности, в них существуют свои лидеры. Но есть также и ли ...