Информация » Особенности учебных интересов младших школьников » Взаимосвязь познавательной потребности с возрастом

Взаимосвязь познавательной потребности с возрастом

Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии. Психолог Л.И. Божович, обобщая большее количество эмпирических данных, пришла к выводу, что уже на третьей – пятой неделе жизни у ребенка возникает потребность во внешних впечатлениях, появление которой знаменует собой переход от новорожденности к младенческому возрасту. Этой потребности предстоит сыграть решающую роль во всем развитии ребенка. Новая потребность существенно отличается от появившихся ранее простых органических потребностей – в пище и тепле. Данная потребность относится к категории «ненасыщаемых». Если потребность в пище по мере насыщения теряет свою побудительную силу, то новые положительные эмоции, но и развивают любознательность [2].

Годы преддошкольного и дошкольного детства проходят под знаком быстрого развития этой потребности – познать такой сложный и вместе с тем такой привлекательной окружающий мир.

И вот ребенок подходит к порогу школы. К этому времени его познавательные интересы достигли нового уровня, что выражается в возникновении интереса к решению собственно познавательных задач, приобретению новых знаний и умений в процессе обучения. Эта потребность находит свое удовлетворение в школьном обучении.

Однако проходит некоторое время и возникает странная парадоксальная ситуация. Психические функции ребенка совершенствуются наблюдательность, логическая память основные мыслительные операции, более устойчивым становится внимание, и вместе с тем познавательная потребность как таковая во многих случаях не только не поднимается на более высокий уровень, но проявляется гораздо менее ярко, чем на предыдущем возрастном этапе. Исследователи описывают группы детей, у которых с возрастом существенно снижается «познавательный потенциал». Чем старше дети, тем больше у них разрыв между словесными формулировками и той конкретной деятельностью, которую они должны отражать. Эти школьники как будто формулируют обобщенные суждения, но словесные формулировки маскируют пассивность мысли, стремление уйти от интеллектуального напряжения. «Продуктивное мышление подменяется механической репродукцией известных положений» [5-c.230].

При более внимательном рассмотрении становится очевидным, что фактически речь идет не о снижении познавательного интереса, а о некотором изменении его направленности. Так, специальное изучение показало, что младшим школьникам, приходится обычно начинать с овладения внешней стороны действительности как возрастную особенность младшего школьника. В этом отношении младшие школьники невыгодно отличаются от детей дошкольного возраста, умственная деятельность которых, как известно, направлена на выяснение причин происходящего вокруг. Причиной преобладающего развития такой способности у младших школьников являются особенности организации учебного процесса в начальной школе, который в большей мере ориентирует на описание внешних признаков предметов и запоминание.