Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с религиозным культом, искусством, спортом, военным делом. Изучением игры занимается этнография, педагогика, психология, теория управления и целый ряд других наук, каждая из которых дает ей свое определение. В целом все существующие трактовки игры рассматриваются в русле двух основных подходов: биологизаторского и социального. Сторонники первого направления утверждают, что игры свойственны всем живым организмам и являются выражением глубинных инстинктов и влечений (борьбы, власти, попечения, продления рода и др.). Представители второго - рассматривают характер связи между играми человека и его социальной сущностью. С позиций этого подхода, наиболее распространенного в отечественной психологии, игра - это форма деятельности, направленная на усвоение и воссоздание индивидом социального опыта. В процессе игры как особом исторически сложившемся виде общественной практики условно воспроизводятся нормы человеческой жизни, зафиксированные в предметах науки и культуры, в способах осуществления деятельности. Отличаясь упражняющей функцией, игра является своеобразной формой процесса познания человеком окружающего мира, важнейшим фактором его становления как социального существа, его всестороннего физического и умственного развития.

Наиболее развернута игра в мире детства, когда широко представлены её различные вариации: игры-манипуляции с предметами, сюжетные, сюжетно-ролевые, подвижные, обучающие игры. Замещая игрушками и условными ситуациями реальные предметы и явления жизни, ребенок отождествляет себя со взрослыми, уясняет и воспроизводит в игре отношения между людьми, способы их взаимодействия с окружающим миром. Особой формой моделирования детьми взрослых образцов поведения является ролевая игра. Роль в психологии - это выработанная обществом программа действий человека в определенных обстоятельствах, его социальные функции. В характеристику роли входят желания и цели, убеждения и чувства, установки и ценности личности, действия и образцы поведения, которые приписываются человеку (ожидаются от него) в соответствии с положением, занимаемым им в обществе. Взяв на себя выполнение той или иной роли, ребенок руководствуется соответствующими ей нормами и правилами поведения. При этом, наряду с условным характером игровой деятельности, которая осуществляется в воображаемой обстановке, многие действия в игре осуществляются реально, связаны с необходимостью волевого, сознательного контроля непосредственных импульсов. Благодаря чему ролевая игра является своеобразной школой формирования произвольного, основанного на волевом усилии поведения. Такая двуплановость игры обуславливает её развивающий эффект, способствует эффективной социализации личности, представляющей собой интеграцию, "врастание" индивида в действующую систему деятельностей.

Во взрослом мире игры как бы перерастают в спорт, искусство, деловую практику. Искусство особыми, художественными средствами интегрирует различные стороны человеческой жизни и деятельности, заставляя принимать или не принимать, а также переживать предлагаемое им понимание смысла жизни. Недаром говорят, что театр - модель жизни, в которой игра дает возможность строить конкретные ситуации, демонстрировать типичные формы разрешения конфликтов, заостряя психологическую обстановку, ос-вобождая её от второстепенных деталей. С таких позиций сама действительность являет собой своеобразный спектакль, или, по образному выражению В. Шекспира:

Весь мир - театр,

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Игры часто имеют характер развлечения, то есть преследуют цель получения отдыха, разрядки напряженности, создаваемой потребностями человека. В связи с этим элементы игры включены, например, в такой популярный сегодня метод психотерапии, как аутотреннинг, предполагающий обучение пациентов мышечной релаксации посредством развития силы представления, воображения. В процессе аутотреннинга человек одновременно включен в реальную ситуацию, с одной стороны, а с другой - осознает ее условность.

Страницы: 1 2

Интерес в структуре личности. Включение ребенка в учебную деятельность – важное условие развития познавательной потребности
В этом возрасте мы никогда не увидим ребенка в пассивном состоянии. Он всегда чем-то занят: то он внимательно наблюдает за другими детьми, то увлечен рассматриванием новой книги, то лезет на дерево, чтобы взглянуть оттуда на окружающую местность. Жизнь во всем ее разнообразии - вот что возбуждает его деятельность и жизнь не иллюзорную, ...

Особенности основных свойств внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью
С точки зрения В.Г. Петровой и И.В.Белякова, они выделяют следующие особенности основных свойств внимания учащихся специальных школ 8 вида. Установлено, что объем внимания у первоклассников с интеллектуальной недостаточностью низкий, так как ограничивается 1-2 объектами. У третьеклассников он несколько выше (2-3 объекта). Однако при опр ...

Нервно-психическое напряжение
По определению доктора психологических наук Т. А. Немчина, нервно-психическое напряжение — это "вид психических состояний, развивающийся у человека, действующего в психологически сложных условиях — при дефиците времени, информации, высоком уровне требований к качеству и объему результатов деятельности и ответственности за возможную ...